Рождество Христово – праздник жизни, любви, радости.
Сегодня, 6 января, — канун Рождества Христова. Сочельник. Наши читатели наверняка уже навели в доме порядок, надели новую одежду, застелили стол чистой скатертью, а значит – соблюли основные рождественские традиции. И наряженная елка в доме стоит, но сегодня она не новогодняя, а рождественская. И на ее верхушке – Вифлеемская звезда, когда-то возвестившая миру о рождении Иисуса Христа.
Завершая предпраздничные хлопоты, помните: завтра, в Рождество, ничего делать нельзя, чтобы не навлечь на себя беду. Но сегодня можете освежить в памяти некоторые особенности отмечания Рождества в России и Миассе.
О ГЛАВНЫХ СИМВОЛАХ РОЖДЕСТВА
Эти символы нам хорошо известны, но знаем ли мы их значение? Между тем, все они имеют глубокий смысл и связаны с историей появления на свет Иисуса Христа.
Почему ставят елку?
Потому что Мария и Иосиф прятали младенца в пещере, закрывая вход еловыми ветвями.
Почему на елке звезда?
Когда Иисус Христос родился в Вифлееме, на небе взошла новая яркая звезда, указавшая волхвам дорогу к Спасителю.
Почему вешают ангелов и колокольчики?
При рождении Христа на землю спустился ангел и рассказал о его рождении. Звон колокольчиков возвещает всем о Рождестве.
Зачем на елке шары?
Елочные шары символизируют райские яблочки.
Свечи – для красоты?
Тепло, свет и огонь отгоняют злых духов. Поэтому рождественская свеча – это символ победы света и добра над тьмой и злом.
Что такое вертеп?
«Вертеп» в переводе со старославянского – пещера. В конце XVII века в России появляется вертепный кукольный театр – двухъярусный деревянный ящик, где на нижнем ярусе-этаже изображался сюжет, связанный с царем Иродом, а на верхнем – пещера, где родился Спаситель, и сцена его рождения. Куклы (царь Ирод, пастухи, Рахиль, ангелы, воины, Смерть) вырезались из дерева, одевались в лоскуты, через прорези в полу водились по сцене ящика-вертепа.
Вертепные представления возродил в 2004 году ДК «Бригантина», в дальнейшем передав эстафету ансамблю «Оберег» и студентам Миасского колледжа искусства и культуры.
КОМУ – ЗВОН, КОМУ – СТУК
Рождество – это начало Святок (святых дней), которые продолжаются до Крещения (19 января). Это время – самое благоприятное для гаданий.
Всевозможных гаданий – сотни. Самые простые из них:
- по расплавленному воску свечи (выливают в воду и пытаются рассмотреть, что получилось);
- на книге (загадать номер страницы и строки, раскрыть и прочитать);
- на елочной игрушке (наугад снять с елки любую игрушку и посмотреть: если она красная, розовая, оранжевая или желтая, то вас ожидает бурное любовное приключение; зеленая – добьетесь успехов в учебе или в работе; белая – вы близки к цели; серебристая и золотистая — к неожиданной прибыли; синяя, фиолетовая, голубая – к семейному счастью);
- на спичках (вставьте по бокам спичечного коробка две спички и подожгите их. Если головки «смотрят» друг на друга, значит, у девушки и парня есть совместное будущее);
- на свече (зажечь свечу, задать вопрос, посмотреть на пламя и задать вопрос еще раз. Высокое пламя – ответ положительный. Низкое – отрицательный. Мерцающее пламя – все зависит от вас).
Можно гадать не только дома, но и на улице. Вышли в рождественскую ночь погулять – лягте ничком на снег, полежите немножко, встаньте и уйдите, не оглядываясь. Утром вернитесь на это место и посмотрите: если отпечаток тела достаточно глубок, то вас ждут неоднократные замужества. Замело снегом?.. К долгому одиночеству. Если вместо углубления сугроб — угроза для здоровья. Если очертания следа ровные и гладкие – будущий супруг будет покладистым и мягким. Если след как бы иссечен, то у вашего жениха будет крутой и грубый нрав.
Кстати, на Урале тоже гадали по снегу, но по-другому: набирали в ладони снег и кидали против ветра.
Если снег падал бесшумно – выйдешь замуж за старика. Если падение было слышно – жди жениха-красавца.
А вот и миасские традиции (записаны от старожилов):
- подойти к чужим окнам и послушать, о чем люди говорят: если про женщин – сплетни про тебя будут, про мужчин – жениха найдешь, про покойников – заболеешь или умрешь;
- взять камни или половинки кирпичей и вечером пойти на пруд к проруби. Кидать кирпичи в воду и слушать, какой звук получится. Если тихо на дно упал, то муж будет тихий, спокойный. Если с бульканьем – пьяница и драчун;
- принести домой кур и петуха, на полу расставить плошки с водой и зерном. Побежит петух к воде – пьющий муж будет, станет с курами заигрывать — значит, погулять не прочь.
В деревне Серпиевка Катав-Ивановского района гадали еще забавнее. Вечером пойдет девушка в овчарню, да и вырвет клок шерсти у овцы, которая первой под руку попадется, а потом в избе смотрит, какой масти будет жених – черный, рыжий или русоволосый.
В книге Л. Н. Шаховой «Бытование обряда гадания на Урале» описаны гадания на перекрестке. Одно из них называется «Сорок поклонов»: девушки вставали в круг, кланялись сорок раз, ложились на землю и слушали. Кому звон колокольчиков послышится – та замуж выйдет, кому стук топора – скоро умрет.
«ПЯТАЧОК – В СУНДУЧОК, ГРИВЕННИК – В КАРМАШЕК»
Всем известен обычай колядования на Святки, когда дети и молодежь ходят по домам, славят Христа, поют, а за это получают сладкое угощение.
Старожил Миасса Татьяна Ивановна рассказала, как колядовали в ее детстве:
— Оденем с подружками длинные юбки, платки бабкины повяжем, мешок крапивный через плечо – и пошли по улице. Постучим в ворота, хозяева дверь откроют, и мы тут же затянем колядку: «Славите, славите! Сами люди знаете! Зачем пришел? За копеечкой! Копеечку – в коробеечку, пятачок – в сундучок, гривенник – в кармашек, не дадите пятака — я корову за рога. С праздником, хозяин с хозяюшкой!» Хозяева поблагодарят и тут же спрашивают: «Какое стихотворение знаешь? Рассказывай!» Или спеть попросят. Если попадем в дом к гармонисту, он заиграет, а мы пляшем!.. Потом нам в мешок положат пирожки с печенью, шанежки с картошкой или с налевкой (со сметаной, значит), сырчики (замороженные кругляши из творога с изюмом и сметаной). Однажды ходили колядовать с мамой и ее приятельницами, и я нарядилась чертом (черное трико с длинным хвостом, черная кофта, на голове черный чулок с прорезями, глаза белым намалеваны, рот – красным, рожки из мягкой проволоки на макушку приделаны). Как прыгну туда-сюда, хвост болтается из стороны в сторону — все хохочут!
В Миассе колядки начал возрождать в начале 2000-х годов фольклорный коллектив «Оберег». Уже первый выход ряженых девчонок в город прошел с успехом – им подавали печенье, конфеты, а кто-то расщедрился на приличный кусок сала!.. И до сих пор «обереговцы» колядуют в святые дни, даря людям – и себе! – хорошее настроение.
Наталья Корчагина
Фото из архива ансамбля «Оберег»