Ведущее энергетическое предприятие Миасса — «ЭнСер» (Группа компаний «ЕвроСибЭнерго») через несколько недель отметит 15-летний юбилей.
Бывшие работники компании всегда с любовью вспоминают «второй дом»
Сразу три юбилея отмечают в этом году заводские энергетики: 15-летие со дня образования предприятия «ЭнСер», 65-летие теплоэлектроцентрали и 75-летие энергетической службы автозавода «Урал». Мы решили рассказать о событиях далекой давности через трудовые биографии ветеранов-энергетиков. Наша первая героиня — Любовь Матвеевна Селезнева.
«Мы почти ровесники с энергетической службой автозавода, — рассмеялась Любовь Матвеевна Селезнева, кивая на стол, уставленный именинными букетами, — только я на полтора месяца старше и уже, как видите, отметила свой юбилей».
Бывший кадровый сотрудник АО «ЭнСер» Любовь Матвеевна — из тех, кого прожитые годы только красят. Энергичная, моложавая, она радостно взволнована возможностью еще раз вспомнить и рассказать о любимой работе, которой отдано более сорока лет.
— Не было ни дня, чтобы я, проснувшись утром, поняла, что хочу сегодня остаться дома, — признается собеседница. — Наоборот, всегда торопилась скорее туда, на производство, где меня ждут, где я и мой труд так нужны заводу и городу.
…Как интересно порой складываются судьбы людские!.. Много лет назад вчерашняя школьница из Медногорска устроилась обмотчицей на местный завод «Уралэлектромотор». «Мотать» пришлось недолго, потому что смышленую и трудолюбивую девчонку, как только ей исполнилось 18 лет, забрали в отдел технического контроля.
— Перейдя в ОТК, я проводила испытания пылесоса «Уралец». Однажды приехали к нам студенты-практиканты электротехнического факультета из Самарского индустриального института. Они подробно расспрашивали про испытательные стенды — и мне вдруг тоже захотелось учиться! Пошла на подготовительные курсы, а еще через год с целевым направлением отправилась в Самару, сдала вступительные экзамены на «отлично» и стала учиться по специальности «Электропривод и автоматизация». Из-за того, что школьные учителя давали нам исключительно глубокие знания и невероятно строго спрашивали с нас, учиться в вузе мне было легко.
В 1967 году Любовь Селезнева с мужем и годовалым сыном прибыла в Миасс. Работа нашлась сразу — в отделе главного энергетика «УралАЗа». Но, к всеобщему удивлению, она пошла не в отдел, а в… механо-сборочный цех № 1, рассуждая так: «Теория — это одно, а мне надо на практике все узнать!»
Надев спецовку, с пассатижами и отверткой в карманах, ходила молодая специалистка по цеху, ремонтировала станки. И, как утверждает сегодня Любовь Матвеевна, никогда не пожалела об этом, потому что узнала производство изнутри. Эти знания очень помогли ей в дальнейшем.
Уже через год начальник МСЦ-1 Николай Петрович Безлепкин привлек разумную не по годам девушку к проектированию агрегатного цеха, которым он должен был руководить.
— Нас было пятеро в группе проектирования, — Любовь Матвеевна говорит так, будто это было вчера, — энергетик Нежельский, я (электрик), трое технологов и наш руководитель
Валентин Петрович Бугорков, умнейший человек, который с одного взгляда на чертеж мог безошибочно определить все огрехи и недочеты. Собственно мы, по большому счету, не столько проектировали, сколько контролировали процесс работы над проектом. Вскоре началось строительство первой очереди цеха, а за ним и второй. Главный энергетик завода Борис Васильевич Звездин позвал меня в отдел главного энергетика, и я, подумав, согласилась.
Так начался новый этап в жизни Любови Селезневой. В подотделе оборудования, где преобладала чисто бумажная работа, поначалу она была обычным инженером. С теплотой отзывается о тогдашней своей начальнице Валентине Федоровне Пихтовниковой, которая щедро делилась своими знаниями, отвечала на любой вопрос, объясняла, показывала, помогала молодой помощнице, схватывающей тонкости работы буквально на лету.
— С моим приходом Валентине Федоровне стало легче работать, потому что значительную часть обязанностей я взяла на себя — и очень радовалась. Не знаю, откуда брались силы, потому что объем работы был просто огромен. Со временем меня назначили руководителем бюро энергооборудования (так стал называться наш подотдел). Как начальник я отвечала за снабжение, часто ездила в областной центр, где приходилось оперативно решать вопросы по замене устаревшего электротехнического оборудования на новое, современное. Вот где пригодился опыт работы в цехе… Я знала оборудование досконально и, принимая решение о замене, никогда не ошибалась.
Очередной крутой вираж в деятельности Любови Матвеевны наступил с приходом нового главного энергетика Юрия Николаевича Шрона, который, мгновенно оценив способности Селезневой, назначил ее заместителем директора энергопроизводства «УралАЗ» по снабжению.
— Когда я перебираю в памяти имена людей, с которыми пришлось работать, то сама себе завидую, — словно удивляется Любовь Матвеевна. — Каждый из них — будь то главный электрик Иван Иванович Никитин, заместитель главного энергетика по тепловодоснабжению Павел Васильевич Попов, заместитель по газоснабжению Владимир Николаевич Егоров, директор ОАО «УралАЗ-Энерго» (ныне АО «ЭнСер») Сергей Александрович Понамарев —
личность уникальная, неповторимая. Это люди широкой души, наделенные энциклопедическими знаниями и гигантским чувством ответственности за то, что делают. С ними было легко работать, потому что ничего не делалось в режиме аврала, а был план, была четкость целей, качество и своевременность выполнения поставленных задач.
Уже на пенсии Любовь Матвеевна продолжала работать еще более десяти лет. «И, может, не ушла бы, — улыбается, — если бы знакомые не замучили вопросами: «Как? Ты все еще трудишься? Не пора ли отдохнуть?». И я решила, что, наверное, и в самом деле пора. А работа — любимая, родная — снится до сих пор…».
В семейном архиве Любови Селезневой хранится внушительная пачка Почетных грамот и благодарностей, и среди них — приказ о присвоении ей звания «Заслуженный энергетик Российской Федерации» за подписью президента
Б. Н. Ельцина.
— Счастливая я, — признается с улыбкой собеседница, — потому что всю жизнь работала в одном месте, рядом с умными, знающими людьми. И очень любила и люблю свое дело.
Предприятие «ЭнСер» имеет общую историю с автомобильным заводом, становление энергетической службы происходило в условиях военного времени. Тогда перед энергетиками стояла непростая задача — создать в кратчайшие сроки энергетические мощности для строительства и жизнедеятельности будущего завода. Таким образом, от первой подстанции 35/6 кВ и паровозных котлов, которые служили источником тепла, за прошедшие десятилетия выросло целое предприятие промышленной энергетики с развитой инфраструктурой, современным оборудованием и высококлассными специалистами.