Сегодня, 15 ноября, — Акиндин и Пегасий, житницы.
«Акиндин разжигает овин, а Пегасий солнце гасит», — говорили наши предки, имея в виду, что световой день убывает, а значит, надо отгонять темень, но осторожно, чтобы не спалить весь дом. С этого дня обряды оберега света и зерна в закромах исполнялись особенно внимательно.
15 ноября чествовали овинника, «поздравляли» его и оставляли рядом с ямой, в которой разводили огонь, горшок овсяной каши. Овинный хозяин в народных поверьях и обычаях предстает живым существом, обращаться с которыми надо с почтением и опаской. В овине сушатся и обмолачиваются снопы, приумножается достаток семьи, в то же время в нем легко возникают пожары, которые во многих областях нашей страны приписывались причудам или гневу овинника.
Когда работы в овине были завершены, хозяин дома брал с собой небольшой свежеиспеченный пшеничный хлеб, который был «особо удачным», ставил на хлеб солонку с солью, брал также стакан и бутылку водки и отправлялся в овин.
Войдя в строение спиной, хозяин говорил: «Овинник, я тебе принес хлеб и соль, чтобы ты меня не пугал, когда приду в овин. Аминь!» Затем клал хлеб и соль посередине овина, кланялся в пояс и говорил: «Вот тебе, батюшка овин, хлеб и соль, пшеничная булка. Как булка хороша, також и урожай дай хорош, сам-двадцать, чтобы птица не клевала, чтоб ветры не вздували, чтобы градом не сбивало, чтобы дождем не высекало и солнцем не сожигало. Аминь, аминь, аминь!»
После этого хозяин крест-накрест обходил овин, выпивая в каждом углу по глотку водки, а затем выплескивал остальное на землю со словами: «Вот это, батюшка овин, тебе, чтобы ты не загорался. Как вино горит и не сгорает, так и ты, овин, не сгорай. Аминь». Последний глоток водки надо было выпить в центре овина со словами: «Спасибо тебе, батюшка овин, что мой хлеб сохранил».