Научить использовать бюджетный рубль «на все сто» — цель работы палаты.
Как избежать нарушений, как научить муниципальных получателей дотаций и межбюджетных трасфертов использовать эту помощь «на все сто»? На эту тему в пресс-центре медиахолдинга «Гранада Пресс», в который входит и газета «Миасский рабочий», прошла пресс-конференция с участием председателя Контрольно-счетной палаты Челябинской области Сергея Комякова, сообщает «Южноуральская панорама».
«Наша главная цель — не покарать виновных (на то есть соответствующие органы), а предотвратить нарушения, пресечь их «в зародыше», — считает Сергей Комяков. – За полгода, что я возглавляю ведомство, проведено порядка 30 контрольных проверок, 35 экспертно-аналитических и 140 встречных проверок. Все материалы доступны для использования, в том числе правоохранительными и надзорными органами. На мой взгляд, все вскрытые нарушения допущены не по причине злого умысла, а из-за незнания законов и некомпетентности иных чиновников. Причем большая часть этих нарушений – в малых муниципалитетах, особенно сельских».
Одна из главных претензий к получателям дотаций — нецелевое использование бюджетных средств. К примеру, выяснилось, что в мэрии Карабаша в рамках программы переселения из ветхо-аварийного жилья поначалу предоставили переселенцам две квартиры, а когда выяснилось, что они, пока оформлялись бумаги, умерли, то передали жилье другим нуждающимся. Это нарушение было устранено, деньги возвращены в бюджет.
Схожая ситуация и в Сатке. Когда указанных в документах переселенцев «ветхоаварийки» по какой-то причине не нашлось, жилье передали другим. По предписанию Контрольно-счетной палаты средства также были возвращены в бюджет. А в Чесме областные целевые дотации тоже использовали не по назначению — на установку светофоров.
«Второй вид нарушений – это неэффективное использование бюджетных средств, — продолжает Сергей Комяков. — За первое полугодие мы проверили использование пяти миллиардов рублей, и 750 млн. приходится на эти субсидии. К примеру, в одном муниципалитете начали строительство школы, а когда деньги кончились, «заморозили» объект на три года… Немало таких нарушений вскрылось в рамках реализации программы «Чистая вода». Когда федеральный центр приостановил ее финансирование, возводимые очистные сооружения превратились в долгострои. А в Нагайбакском районе построили очистные, но они не запущены до сих пор, поскольку должны работать «в паре» с котельной, которой нет. Кроме того, во многих муниципалитетах разработали проекты подобных объектов, но они годами остаются невостребованными. Это тоже неэффективное использование бюджетных средств.
Третий вид нарушений — недополучение доходов областного и муниципальных бюджетов. На него приходится около 600 млн рублей, причем на 130 млн нарушения уже устранены. Так получается, если, к примеру, фирме дали разрешение на строительство, а она разорилась — объект становится долгостроем.
«Еще один вид вскрытых нарушений — принятие расходных обязательств без определения лимитов выделения средств, — добавляет Сергей Комяков.— Например, они допускались при строительстве школы в селе Балканы, которое из-за нехватки денег затянулось на годы и лишь теперь близится к завершению. В случае выявления таких просчетов, как и для нарушений в бухгалтерском учете и нецелевого использования бюджетных средств, может быть наложено административное взыскание в виде штрафа».
Также Сергей Комяков сообщил об изменениях, которые он ввел на новом посту руководителя Контрольно-счетной палаты:
«Мы провели реорганизацию структуры палаты: отказались от ряда должностей, которые не оправдывали себя, упразднили управления, заменив их отделами. Зато укрепили экспертно-аналитическое направление, сохранили весь штат инспекторов. Вместо «телефонного метода» выявления результатов нашей работы теперь практикуем выезды на места, повторные проверки. Кабинетный стиль не поможет узнать реальную картину состояния дел, и, на мой взгляд, нужно больше общаться с людьми, узнавать их мнение о том, как работает бюджетный рубль».
Фото pravdaurfo.ru