«Киношную» славу Тургояка подхватили «Тайны зеленого бора»
Продолжение. Начало в № 26 от 19 апреля, 32-33 от 17 мая.
Не прошло и трех лет после съемок «Во власти золота», как Тургояк вновь облюбовали свердловские кинематографисты. На этот раз поселок был выбран местом, где должны были разворачиваться события детского приключенческого фильма «Тайна зеленого бора» по мотивам повести Павла Бажова «Зеленая кобылка».
Мальчишечья война
Летом 1960 года режиссер Олег Николаевский, создатель комедийной ленты «Трембита», начал съемки «Тайн зеленого бора».
Главные герои картины — обычные деревенские мальчишки начала XX века, которые находят в лесу раненого революционера и решают ему помочь. Вокруг этого события и разворачивается все действие.
Информации о том, как именно снимался фильм, тургоякским краеведам пока найти не удалось. Зато они отыскали людей, ставших свидетелями давних киносъемок.
Плохо смотрел?..
Иван Бережной (63 года): «В то время мне было восемь лет, наша семья жила на улице Елькина. Однажды нас пригласили принять участие в съемках, так как приезжие артисты были городскими и не могли бегать босыми ногами по камням. А нам это было совсем не трудно. Мы, конечно, бегали, старались, но своих ног в кадре я не нашел. Может, плохо смотрел?..»
Владимир Кожин (68 лет): «Может быть, это не надо вспоминать, но мы воровали у них дымовые шашки. Зачем они были нужны киношникам? Чтобы создавать во время съемок туман над озером. А нам зачем? Так ведь это здорово — иметь дымовую шашку!»
О тех, кому повезло
Любовь Крылова (74 года): «Для съемок были выбраны улицы Первомайская и Курортная, и жителям на этих улицах повезло. И знаете, почему? Их дома входили в кадр и должны были выглядеть прилично, а окна оставляли желать лучшего. Поэтому там, где находился «Трактиръ» и где жили некоторые герои фильма, вставили новые окна. Реконструкции подверглась и веранда дома, где проживала семья Емельяновых. По сюжету здесь будто бы жил урядник, дом был большой, красивый, поэтому и в нем поменяли стекла на веранде на разноцветные».
Валентина Силаева (63 года): «Когда снимался фильм, я была еще маленькой девочкой, подробностей не помню, но вспоминается сильная жара и то, что мы постоянно бегаем за операторской группой, чем сильно им мешаем. Сейчас, просматривая фильм, вспоминаешь улицы, где проходили съемки, дома и тех людей, что раньше в них жили. Мимо дома «урядника», повзрослев, мы бегали на танцы в дом отдыха «Тургояк» и всегда любовались верандой — стекла в ней были раскрашены в разные цвета!»
Где «дом урядника» стоял
Гаснет свет, на экране оживают фрагменты старой киноленты, и в зале снова начинается взволнованное перешептывание:
— Девушку с длинной косой видишь везут?.. Это Люда Попова!
— А главный герой (Володей Маховым его звали) учился со мной в старой школе № 2. У них съемки затянулись дольше, чем планировалось, и поэтому в сентябре все маленькие актеры с нами за парты сели. Володю спросили, что такое центробежная сила, и он четко, правильно ответил.
— А нам киношный «партизан» сено нагружал и потом вместе со всеми за стол сел!
— Глянь, Анна, вон дед Силаев у крыльца стоит с метлой!
— А вон моя бабушка пацанов гоняет!
— Товарищи, мы же сейчас на историческом месте, где «дом урядника» стоял!
И, осознав это, тургоякцы затихают: а ведь и правда, на историческом месте они находятся…
Листая старую подшивку…
Краеведы Тургояка информации по съемкам не нашли, а в закромах «МР» она, представьте себе, отыскалась!
8 июля 1960 года городская газета поместила краткое сообщение о прибытии в Миасс работников Свердловской киностудии, присовокупив, что «Зеленая кобылка» — второй художественный фильм, который создается в нашем городе» и что «два года назад миасцы были свидетелями съемок фильма «Во власти золота».
А 29 июля репортаж под названием «На съемках «Зеленой кобылки» занял целую страницу! За неимением места приведем отрывки из него, да и те перескажем своими словами.
В фильме снимались 14 юных свердловчан, но на месте выяснилось, что нужны еще ребята: исполнитель главной роли семиклассник Володя Махов (в фильме — Егорка) приболел, а съемки остановить нельзя. И тогда на роль Егорки для сцен, связанных с купанием, взяли тургоякского школьника Гену Гольбаха.
Привлекли кинематографисты для съемок и взрослое население.
«Работница местной парикмахерской Люся Попова, — читаем в репортаже, — приглашена на роль больной женщины, едущей в телеге по тракту. Много дел прибавилось и у конюха подсобного хозяйства «Горное» Григория Васильевича Киселева.
— Всю жизнь только смотрел кино, а на старости лет самому довелось стать артистом, — шутит Григорий Васильевич, подкручивая лихие усы. — Говорят, что с ролью кучера вполне справляюсь.
Трактирщик, женщина-возница и многие другие — тоже местные жители и отдыхающие домов отдыха «Тургояк» и «Золотой пляж».
Авторы статьи А. Евгеньев и А. Аркадьев поинтересовались у режиссера Олега Николаевского, почему съемки проводятся именно в Тургояке, и вот что он ответил: «Мы решили показать красоту уральской природы. А окрестности Миасса щедро наделены такими живописными местами. Здесь мы и нашли настоящие древние уральские горы, и красивые горные озера, и характерные для Урала нагромождения камней, и быстрые уральские речки. Да и в самом поселке Тургояк есть много подходящих мест, сохранивших старину».
(продолжение следует…)
Героиня документального фильма «Солдатские вдовы» до сих пор не расстается с любимой работой
Окончание. Начало в № 26 от 19 апреля, № 32-33 от 17 мая, № 39 от 7 июня.
«МР» уже писал ранее о съемках фильма «Журналист», отдельные эпизоды которого режиссер Сергей Герасимов, наш именитый земляк, тоже снимал на озере Тургояк в 1965 году. Миасцы об этом хорошо знают.
Нужен был образ…
Неожиданно выяснилось, что в середине 80-х годов в поселок Тургояк приезжала съемочная группа киностудии «Ленфильм», чтобы отснять несколько сцен из пятисерийного телефильма «Грядущему веку» (по одноименному роману Георгия Маркова).
По сюжету, в Синегорск приезжает молодой начальник Антон Соболев (Юозас Киселюс), избранный первым секретарем обкома партии. Перед тем как начать обновление кадров, он берет две недели на ознакомление с делами края: толкается в переполненном автобусе, знакомится с «кусачими» ценами на местном базарчике… Пять отснятых серий — это только пролог к будущей деятельности Соболева. Однако обещанного продолжения фильма так и не вышло.
— В романе «Грядущему веку» действие происходит в Синегорске. Такого областного центра нет на карте, — рассказывает режиссер Искандер Хамраев. — А нам нужен был образ крупного города-миллионника, чтобы чувствовалась его история — старина и постройки 50-х годов, современная
застройка. Выбрали для съемок Челябинск, дополнили его новостройками Ленинграда. Под Миассом нашли животноводческий комплекс, в котором действовал магнитный транспортер, описанный в романе, и тоже сняли его для фильма.
Тургоякцы вспоминают, как Нина Русланова и Юозас Киселюс снимались в поселке в очень жаркий день, еле выдерживая зной и духоту, а Елена Проклова — в центральной части города.
Никакого чванства!
Фильм «Грядущему веку» сегодня мало кто помнит, хотя отзывы о нем в Интернете положительные:
«Этот фильм надо посмотреть руководителям всех рангов как государственных, так и частных структур. Фильм очень умный. Киселюс прекрасно играет. Все бы руководители были такими как он, было бы просто замечательно»;
«Замечательный фильм. Много полезного для тех, кто действительно переживает за свою землю. Никакого чванства и высокомерия, свойственного нынешним руководителям и чиновникам»;
«Смотришь и думаешь: «Где теперь люди с таким нутром, с такой душой, как у Антона Соболева? Образы партийных функционеров очень узнаваемы, а пересади их на «Ауди» вместо «Волги», добавь бассейнов и особняков с девочками для отдыха —
и будет прямо век сегодняшний. Только сегодня уже никто не заикается о веке грядущем».
Дом со звездой
В год 40-летия Победы поселок Тургояк вновь стал местом съемок. На этот раз его облюбовали местные кинематографисты из любительской киностудии ДК «Прометей», захотевшие снять документальный фильм «Солдатские вдовы».
Библиотекарь школы № 7 Валентина Варганова и старшеклассник
Павел Торопов попробовали разузнать что-нибудь об этих съемках у местных жителей.
Вспоминает Галина
Лузина: «Помню, по поселку ходили незнакомые нам люди, рассматривали дома, на которых висели маленькие железные звездочки. Если желтая звезда с красной вместе — значит, пришел солдат с войны живой. А если черная с красной, то погиб или пропал без вести. На волокитинском доме, что в центре поселка, таких черных звезд висело пять. Заглянули киношники и к нам, ведь мой отец погиб. Мама показала им солдатские письма и рассказала, как всю жизнь ждала отца. Кадры эти вошли в фильм».
Галина Силаева: «Мне фильм этот очень дорог. Отец, Николай Григорьевич Силаев, вернулся с войны раненым, но живым. Мама не считалась вдовой. В фильме я могу снова и снова видеть маму и ее натруженные руки, которые всю войну работали без устали и на полях, и на рыбной ловле».
Валентина Варганова: «Когда «Вдов» показывали в поселковом кинотеатре «Луч», это было что-то невообразимое. Каждому хотелось увидеть родные места и знакомых людей. Показывали фильм здесь не раз, а потом даже по местному телевидению. В фильме моя мама пилит дрова с вдовой фронтовика Валентиной Силаевой. А еще есть кадр, где люди едут на лошади. Один из них — бывший лесник по фамилии Шмотин».
В главной роли
В роли почтальона, который разносит по домам письма фронтовиков, снималась самая настоящая тургоякская письмоносица Тамара Лоськова, которая до сих пор не расстается с любимой работой (правда, теперь она обслуживает не сельчан, а жителей
автозавода).
— На почту пришла в начале 70-х годов. «Нужны почтальоны?» — спрашиваю. А заведующая Вера Яковлевна Шевчук (строгая такая, серьезная) отвечает: «Нужны, но самостоятельные и не прогульщики!»
А я как раз самостоятельная, боевая. Ну и пошла. Знаете, сколько тогда почты было! Набивала сумку брезентовую полнешеньку, еще две подвозки делал возчик дядя Гриша Звездин, да еще в доме, где жили с мужем и дочкой, две пачки корреспонденции оставляла. Наизусть помнила, кто что выписывает, а ведь в каждую избу, помимо газет, еще по 5-6 журналов носила: «Мурзилка», «Здоровье», «Веселые картинки», «Роман-газета», «За рулем», «Человек и закон»… А сколько писем и открыток было! 40 мешков с открытками привозили в узел связи.
— А как же вас, Тамара Николаевна, угораздило стать героиней фильма?
— Пришли к Вере Яковлевне трое молодых парней с аппаратурой и просят дать им хорошего работника для съемок. Она на меня кивает: «Вот самый лучший работник. Лучше ее никого нет!» Велели мне быть серьезной, потому что мне, якобы, предстоит разносить письма с фронта, похоронки, телеграммы. А я что? Побежала — ширь-ширь! — они за мной. Камеру наставят — я стучу в окно к Пустоваловым, они в 31-м доме жили на улице Коминтерна. Письма были самые настоящие. А бабушки будто и не ждали ничего… Снимали всего один день и уехали. Между прочим, меня года два назад тоже снимали местные телевизионщики накануне Дня российской почты, но тогда они не спрашивали про «Солдатских вдов». Не знали, наверное…
На этих кадрах в тексте из художественного фильма «Журналист» и телефильма «Грядущему веку» ( основное фото) легко узнаются пейзажи озера Тургояк окрестных лесов.