12 апреля православная церковь отмечает память Иоанна Лествичника — христианского богослова и философа, автора «Лествицы» (от старославянского «лестница») — своего рода руководства к нравственному самосовершенствованию. В своем произведении Иоанн представил 30 добродетелей в виде ступеней, по которым христианин должен восходить к идеалу.
В день чествования Иоанна русские люди пекли обрядовое печенье — «лесенки». Из теста катали две колбаски, клали их параллельно друг другу, а сверху вместо ступеней укладывали пирожки. Полагалось испечь по лесенке для каждого члена семьи. Считалось, что это принесет домочадцам здоровье. По обычаю, это печенье приносили в церковь и окропляли святой водой.
На Иоанна Лествичника многие боялись ходить по двору. Говорили, что в этот день домовой бесится и не узнает своих домашних, а потому может причинить им вред. Объясняли это по-разному. В одних районах думали, что с домового сходит старая шкура, в других считали, что он собирается жениться на ведьме. Как бы то ни было, домовой куражился всю ночь до первых петухов, поэтому с заходом солнца крестьяне запирали весь скот в хлеву, а сами сидели в избе, не подходя даже к окнам.
И тем не менее люди к своему «хозяину» (так в некоторых губерниях России называли домового) относились с неизменным уважением. Например, перед тем как войти в хлев, где он любил проводить время, обязательно покашливали из деликатности, давая возможность домовому спрятаться.
С теми, кто с ним в одной избе находился, жил домовой в мире и согласии, но иногда, обидевшись на что-то, устраивал настоящий погром: хлопал дверьми, раздувал или тушил огонь в печи, бил посуду, щипался до синяков, волосы путал и в колтун сбивал. А то и вовсе мог навалиться на спящего обидчика и начать его душить. В этот момент люди богобоязненные читали молитвы или «чурались», то есть кричали: «Чур меня!».
Находились смельчаки, которые хватали домового за руку и спрашивали: «К худу или к добру?» Даже если он молчал, по тому лишь, какой была его рука, определяли, что их в будущем ждет. Холодная, голая рука домового сулила бедность и несчастье, а теплая, мохнатая — богатство и благополучие.
Чтобы усмирить не на шутку расходившегося домового, над входной дверью втыкали нож, на стенах и по углам рисовали мелом кресты, а двор обмахивали липовой палкой.
Но до таких экстремальных ситуаций старались все же не доводить и жить со своим домовым в мире и дружбе, всячески подчеркивая свое к нему уважение. Например,
в праздники оставляли для дедушки домового подарочек: кусочек пирога, разноцветную ленточку, платочек, красивый лоскуток.
Домовой всегда считался покровителем семьи, ее символом, гарантом покоя и благополучия, поэтому, переезжая на новое место, своего домового никогда не забывали. Для этого собирали в старом доме мусор у порога и рассыпали его в новой избе со словами: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить».
Фото kare-l.livejournal.com