На днях исполнится ровно 100 дней, как Геннадий Васьков возглавил Миасский городской округ. В преддверии этого события мы пообщались с первым руководителем Миасса, чтобы узнать, какие результаты уже достигнуты, с какими трудностями приходится сталкиваться, какие выводы сделаны, и о многом другом.
«Что должно случиться — случится!»
— Геннадий Анатольевич, уже прошло 100 дней с того момента, как вы вступили в должность главы Миасского городского округа. Не жалеете, что согласились?
— Я из числа тех, кто не жалеет, по большому счету, ни о чем. В этой части я, наверное, фаталист: все, что должно случиться с каждым из нас, обязательно случится. Я долго работаю во власти, но никогда особого рвения, чтобы попасть на ту или иную должность, не проявлял, никого не просил лоббировать мои интересы, никому не обещал золотые горы. Волею судьбы так сложилось, что я занял это кресло. Безусловно, у меня был выбор. Когда Станислав Третьяков со сцены сказал: «Извините» и заявил, что не хочет, не может и не будет больше занимать эту должность, он предложил мою кандидатуру на пост временно исполняющего обязанности главы. Не скажу, что это была полная импровизация, поскольку ранее мы с коллегами уже проговаривали возможные варианты развития событий. Но даже тогда, когда мы об этом говорили, я был далек от мысли, что этому суждено случиться. Конечно, я мог выйти на трибуну и сказать: «Не могу! Не буду! Боюсь!». Но тогда могла бы повториться история десятилетней давности: в 2005 году мы переживали период некоего безвластия. Помните? В марте у нас прошли выборы, а только в июне появились глава и сити-менеджер, и для этого потребовалось вмешательство губернатора. Далее все прекрасно помнят 2010 год, когда также был временной промежуток безвластия, а после появился представленный руководством области глава администрации. Показывать несостоятельность Миасса в очередной раз очень не хотелось. И я сказал «да».
«Система не должна давать сбои»
— Работая во властных структурах уже не первый год, вы хорошо представляли круг проблем, которые придется решать. Насколько ваше понимание соотнеслось с действительностью?
— Представления соотнеслись с действительностью процентов на 50. И это, наверное, еще очень оптимистичный прогноз. Ситуация, на мой взгляд, существенно глубже. Я бы не сказал, что страшнее, скорее, проблематичнее. Считаю, что частая сменяемость руководителей органа исполнительной власти в Миасском городском округе деструктивно отразилась на работе собственно органа исполнительной власти, которым является администрация МГО. Также это деструктивно сказалось на отношении, на имидже муниципальной власти. За этот период были очень серьезно разбалансированы те связи и взаимоотношения, которые должны выстраиваться за пределами здания администрации на уровне руководителей предприятий, на уровне сегментов малого и среднего бизнеса. Было потеряно доверие к власти, утрачен ее авторитет как таковой. Думаю, это самая серьезная и сложная проблема. Даже не отсутствие или дефицит денежных средств в бюджете Миасского округа, а именно вот эта разбалансированность, которая прослеживается у нас, к сожалению, во всем.
— А с прежней должности это было не так заметно?
— Там был свой определенный сегмент, в котором взаимоотношения были выстроены. Я могу абсолютно точно сказать: если ставилась какая-то задача, неважно, какого масштаба, то было полное понимание в действиях — проговорили, соотнесли все шаги ее реализации, возможные и невозможные риски, — и начали делать. Мне же, с высоты занимаемой тогда должности, оставалось только мониторить процесс. И это правильно. Я считаю, что руководитель должен организовывать работу системы так, чтобы она не давала сбои по мелочам. Я каждый раз на внутренних аппаратных совещаниях говорю: «Коллеги, мы с вами должны понимать, что за принятым сегодня локальным решением будут последствия, поэтому заранее надо просматривать финальную точку». К примеру, мы ставим электрокотлы не потому, что они должны там стоять, — они должны там не стоять, а работать. А чтобы они работали, требуется еще много сопутствующих факторов. Я очень сильно удивился, когда накануне отопительного сезона специалисты сообщили, что помимо установки котлов необходимо наличие линии, которая сможет держать требуемую нагрузку, а ее нет. Почему раньше никто об этом не подумал? Не для галочки мы все должны работать, а на результат.
«Верю человеку дважды»
— Не секрет, что абсолютное большинство считает (или считало) вас неконфликтным человеком и руководителем. Но вряд ли принцип «Ребята, давайте жить дружно!» всегда можно реализовать на практике. Сейчас наверняка вам приходится идти на конфликты, возможно, не на человеческие, а на производственные, с конкретными людьми, ведь, сидя в кресле главы, этого не избежать. Что вас может побудить пойти на конфликт, в каких ситуациях, вы считаете, без этого невозможно обойтись?
— На самом деле конфликтология — это целая наука, и овладеть ее азами дорогого стоит. Сказать, что я бесконфликтный, наверное, можно применительно к неформальному развитию отношений. За всю свою предыдущую жизнь по пальцам могу пересчитать, когда такое было. Считаю, что надо в любом случае, при любой ситуации садиться за стол переговоров и пытаться решить все «за чашкой чая». Для меня принципиально в своей деятельности руководствоваться интересами жителей, бизнес должен развиваться в городе, предприятия — работать, дороги — быть почищены, налоги — заплачены… Я убежден, что все люди, которые приходят работать во властные структуры, должны руководствоваться именно этим принципом.
Те, кто живет и работает в городе, выстраивает здесь свой бизнес, тоже должны понимать, что нельзя работать, создав одно локальное богатое предприятие, и не обращать внимания на то, что происходит вокруг. Так не бывает. Взаимоотношения с бизнесом — это дорога с двусторонним движением. Меня сегодня просто возмущает тот факт, что у нас за аренду земли и имущества субъекты малого и среднего бизнеса должны порядка 20 миллионов рублей. Это как? Сейчас мы проводим со всеми беседы, и все идут нам навстречу. Кто не может сразу заплатить, подписывает гарантийное письмо с графиком выплат. Но это тоже подход. Сегодня сложно всем, но это не значит, что я буду пользоваться тем, что мне не принадлежит, просто так.
— Геннадий Анатольевич, а вот если, допустим, договорились, вышли из конфликтной ситуации путем переговоров, дали обещание, а дальше ничего не произошло. Тогда что? Опять будете садиться и разговаривать?
— Я в своей жизни верю человеку дважды. Обманул первый раз — бывает, возможно, что-то где-то не так сложилось. Ведь, давая какие-то гарантии, мы всегда руководствуемся собственным жизненным опытом, но порой событие оказывается внештатное. А вот если второй раз ситуация повторяется, то верить больше не буду, могу только сказать: «До свидания!».
«Покажите себя»
— Несмотря на то, что бюджет у нас очень дефицитный, многие люди отметили, что во время снегопадов в Миассе дороги чистились оперативнее, чем в других соседних городах. За счет чего удалось достичь такого результата? Благодаря личным связям или по каким-то другим причинам?
— Я не скажу, что у меня есть какие-то личные связи с руководителями обслуживающих организаций или были какие-то личные просьбы. Просто сложилось так, что коммунальщики не ждут, когда им скажут, укажут и т. д., и, считаю, это нормально, так и должно быть.
Первыми, кто у меня появились, когда стало ясно, что я займу кресло главы округа, были компании «Винек» и «Городское хозяйство». Руководители их задали вопросы о судьбе предприятий и перспективах. Я каждому из них тогда сказал: «Вы покажите, как вы работаете. Да, есть в бюджете сложности, вероятно, что-то одномоментно мы не сможем оплатить, но это, своего рода, проверка на прочность вашего предприятия. Продемонстрируйте, насколько правильно, рационально вы можете расходовать те ресурсы, которые вам даются, как умеете зарабатывать». И они себя показали. Мне приятно, когда я еду по городу в вечернее время и вижу — техника идет, все оперативно убирается. Кстати, взял за правило, правда, в ущерб утреннему занятию спортом, начиная с сентября, вставать в 5 утра, садиться в машину и ехать по округу, смотреть, что у нас происходит.
«Главное — создание комфортной среды»
— 100 дней назад на суд конкурсной комиссии вы представляли программу развития города. Какие ключевые аспекты в нее вошли, что из этой программы реализовано, планируется реализовать?
— Главной идеей моей программы было создание на территории Миасского городского округа комфортной среды для проживания жителей, для работы предпринимателей, бизнесменов. Один из ключевых аспектов касался структурной перестройки действующего органа власти. Новую структуру администрации депутаты приняли на сессии 5 февраля. Очевидно, для кого-то осталось непонятным намерение оптимизировать финансово-экономический блок. Но надо искать варианты, каким образом муниципалитет будет привлекать инвестиции и дополнительные денежные средства. Именно поэтому в структуре власти было введено такое направление, как инвестиционное и стратегическое развитие. Ведь заниматься исключительно реализацией имущества, земли, сдачей в аренду муниципального имущества и т. д. нерационально. А функционирование и развитие любого муниципального образования напрямую зависит от наличия финансовых возможностей.
— Стоит ли рассчитывать на поддержку областной власти в плане финансирования, к примеру, на ремонт дорог, благоустройство и т. д.? Как с ней складываются отношения?
— В администрации я работаю уже не первый год, поэтому с большинством руководителей ведомств, министерств Челябинской области, с членами правительства отношения были выстроены давно. Сейчас круг взаимосвязей расширился и пополнился. Безусловно, приходится выстраивать новые контакты, искать общий язык, так как конструктивный диалог с областью —залог успеха, привлечения денежных средств, инвестиций, участия в различных программах и т. д. Конечно, пока не могу сказать, что столько-то десятков миллионов областных средств привлечено в Миасс. Но сегодня уже можно говорить о целом ряде проектов, которые, думаю, в скором времени найдут свое отражение на территории Миасского городского округа и будут оценены по достоинству жителями.
«Глаза другие стали»
— Уезжаете рано, приезжаете поздно… Как семья относится к тому, что практически не видит вас?
— Семья оценивает… по глазам. Супруга говорит: «Ты знаешь, я вижу, что тебе тяжело, но глаза другие стали — появился огонек, чего-то хочешь, что-то пытаешься сделать». Поэтому надежный тыл у меня есть.
— И это правильно. Человек должен развиваться, а не застаиваться на месте…
— Согласен. Я помню, когда управление соцзащиты создавали: коллектив формировали, помещение ремонтировали — был хороший рабочий драйв. А потом, когда все наладилось, стало спокойно. Скучать, конечно, мы сами себе не давали и находили какие-то новые темы — МФЦ, социальная карта и т. д. Этого нам никто не навязывал, это была наша инициатива. Я к тому, что когда система отлажена и не дает сбоев, то можно развиваться и идти дальше.
— За эти 100 дней вашей новой должности вам удалось куда-нибудь выбраться с семьей?
— На отдых — нет. За все время нам удалось дважды в рождественские каникулы выбраться поужинать. Хотя раньше в каникулы всегда уезжали. Теперь, к сожалению, не так много времени остается даже на посещение спортзала, а держать себя в форме хотелось бы. К тому же работа сидячая и достаточно нервная.
— Геннадий Анатольевич, продолжите фразу: «Глава должен быть…».
— Честным. Активным. Порядочным.
— И еще одну — «Глава ни в коем случае не имеет права…»
— Не имеет права на ошибку.