Суть идеи Андрея Трушникова заключается в том, чтобы оказывать поддержку средствам массовой информации через стимулирование инвестиций в рекламу со стороны малого и среднего бизнеса.
Свое предложение главный редактор «Южноуральской панорамы» направил в комитет по информационной политике регионального парламента.
«По итогам прошлого года, по разным оценкам, падение рекламы в СМИ составило до 40 %. В условиях роста тарифов и цен на производство изданий (в том числе, если рассматривать только печатные СМИ, растут цены на бумагу, печать, доставку), а также на фоне разрыва массовой аудитории между огромным количеством информационных потоков падение доходности традиционных СМИ может привести к лавинообразному обрушению в отрасли»,
— объясняет необходимость поддержки от государства Андрей Трушников.
По его словам, традиционные СМИ в настоящее время являются тем носителем информации, который играет на рынке по правилам: строго следуют закону о СМИ и закону о рекламе, являются добросовестным, а потому предсказуемым источником получения информации для населения Челябинской области. Разрушение традиционных СМИ, по мнению Андрея Трушникова, может привести к тому, что эта отрасль погрузится в хаос, а значит южноуральцы не смогут полноценно реализовывать свое право на получение достоверной информации. Кстати, с другой стороны, власть и институты гражданского общества потеряют канал связи с населением, что может привести к непредсказуемым последствиям.
Суть предложений главный редактор «Южноуральской панорамы» формулирует следующим образом:
«Считаю, что в настоящий момент путь прямого субсидирования СМИ не является достаточным и наиболее эффективным. СМИ должны получить в качестве поддержки бизнес-инструмент, инструмент, который позволит им развивать свое дело рыночными методами. В качестве одной из таких мер просил бы депутатов регионального парламента рассмотреть возможность создания системы государственных грантов, конечным получателем которых станут не средства массовой информации, а предприятия малого и среднего бизнеса. Одним из условий получения этих грантов стало бы размещение их рекламы в традиционных медиа. К примеру, одним из вариантов мог бы стать грант для бизнеса за рекламную кампанию своего предприятия, проведенную средствами традиционных медиа, в идее которой была бы заложена пропаганда социально значимых тем (например, пропаганда крепкой семьи, здорового образа жизни, меценатства…). В данном случае СМИ получит поддержку от бюджета не напрямую, а через бизнес, который, в свою очередь, выполнит социальную миссию по заказу государства. СМИ же получают вполне реальный рыночный инструмент, сумев доказать эффективность размещенной в них рекламы во время данного социального проекта, они имеют возможность закрепить за собой предприятие в качестве постоянного рекламодателя. Конечно, данный проект (в случае его успешного внедрения) должен стать лишь одним инструментом из целого комплекса мер по поддержке традиционных медиа».
В свою очередь заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Челябинской области — начальник управления пресс-службы и информации правительства Челябинской области Дмитрий Федечкин отметил, что печатные СМИ стали сегодня заложниками новой медийной реальности, которая все никак не может до конца оформиться, не приходит к какому-то условно законченному, стабильному состоянию. И, на его взгляд, вполне возможно, вообще никогда не придет. «Скорость протекания этих процессов регулируется, в том числе, и экономическими условиями. А они таковы, что стоимость выпуска газет в 2016 году увеличилась на 15-20%, поскольку процессы, которые происходили в отечественном типографском бизнесе на протяжении многих лет, можно охарактеризовать как «замещение импортом». Теперь пожинаем «плоды». Кроме того, в связи с приходом на медийный рынок «новых медиа», количество претендентов на рекламный пирог выросло в геометрической прогрессии, а сам «пирог», по оценкам специалистов, усох на 35-40%», — отметил Дмитрий Федечкин.
В то же время, по словам Федечкина, практически любое отечественное или иностранное исследование в области медиапотребления демонстрирует, что качество прочтения у традиционных носителей контента (газет и журналов) значительно выше. Поэтому тому же малому и среднему бизнесу на отдельно взятой территории, в условном Кыштыме или Чесменском районе, они пока принесут куда больше пользы, нежели «новые медиа».
«Именно поэтому любые инициативы, посвященные прямой или косвенной поддержке традиционных СМИ, сегодня крайне полезны. Безусловно, нужны неординарные, нестандартные, но в то же время экономически просчитанные решения»,
— резюмирует начальник управления пресс-службы и информации правительства Челябинской области.
Председатель Союза журналистов Челябинской области Ольга Давиденко считает, что любая поддержка для СМИ сейчас очень важна, и если будет несколько способов поддержки — только лучше.
«В этом году сумма на поддержку средств массовой информации запланирована меньше, чем в предыдущем, но если будут хорошие поступления в бюджет, то для СМИ выделят дополнительные деньги. Я считаю, что поддержка средств массовой информации должна осуществляться на всех уровнях власти. И если власть хочет поддержать СМИ, то она находит возможности для этого, а если нет — находит причины»,
— отметила Ольга Давиденко.