По итогам 2015 года представители малого и среднего бизнеса (МСБ) обсуждают потери от экономических потрясений и способы их восполнить. Всем пришлось ради самосохранения мобилизовать все собственные ресурсы. Тем не менее кто-то был вынужден останавливать производство из-за проблем с импортными комплектующими, кто-то продал активы ради пополнения оборотных средств, многие сократили рабочую неделю, сделав при этом, например, ценных программистов охранниками по совместительству. О поддержке МСБ сегодня говорится много, какие возможности есть на деле в Миассе, читайте в нашем обзоре.
Не всем расти в инкубаторах
Помимо кризисных проблем, на малый и средний бизнес лег еще один груз. Это бремя социальной ответственности: именно этот сектор экономики представители власти назвали главной надеждой на пополнение бюджета. У Миасса потребности высокие: бюджет-2016 составляет треть от необходимого. Между тем в увеличение слоя «кормильцев» надо еще вложить средства и силы.
Оптимизма пока не испытывают обе стороны. В 2015 го-
ду сумма субсидий из местного и федерального бюджетов составила всего восемь с половиной миллионов (в прошлом — семь).
О размерах поддержки в других территориях можно судить по таким данным: в 2015 году на область поступило свыше 400 миллионов (информация с официального сайта Минэкономразвития «Малый бизнес Челябинской области»). В регионе открыты 5 бизнес-инкубаторов (2 — в Челябинске, по одному — в Снежинске, Озерске, Магнитогорске).
Миасс приобрел пока лишь инструмент административной поддержки МСБ. Полгода назад муниципалитет открыл Центр поддержки предпринимательства. Учреждение оказывало бесплатные консультационные услуги тем миасцам, кто решил заняться предпринимательством (с 2016 г. услуги станут платными, но расценки будут ниже рыночных).
Административный рычаг может стать сильнее. Миасс был назван пилотной площадкой по развитию муниципальных практик поддержки МСБ. Это может привлечь дополнительное финансирование, но пока только в перспективе.
Всему свое время
Если отложить в сторону ожидания поддержки со стороны органов местного самоуправления, то уместно вспомнить опыт последних 20 лет и трех кризисных периодов. Рычагом коллективного влияния и двигателем коммерческих интересов были общественные объединения из числа представителей бизнес-структур. Влиянием в городе пользовались несколько из них.
Первыми объединились самые крупные игроки рынка, создав Союз промышленников в период реформ (1993 г.) для отстаивания интересов в политической плоскости. Представители Миасса входили в его состав, однако сегодня союз ушел в верхние слои экономики, ни одно из миасских предприятий не дотягивает до «веса» и размеров взносов его участников.
Большое влияние в Миассе приобрела с конца 90-х годов ассоциация работодателей ПРОМАСС (1997 г.). Активное и многочисленное отделение, ставшее явлением в общественной жизни города и заменившее собой действовавший в советские годы совет руководителей предприятий, сегодня осталось только на бумаге.
Торговая палата: только бизнес
Непосредственно экономикой и продвижением предприятий занималась Торгово-промышленная палата, начиная с момента создания этой федеральной структуры в 1992 году. На территории нашей области она активно взаимодействовала с Союзом промышленников и с ПРОМАСС, вобрав позитивный опыт обеих. Это и экономические связи на межрегиональном и межгосударственном уровнях, системность и массовость.
В Миассе сначала работало представительство, сейчас — самостоятельная структура. Два года назад была зарегистрирована Торгово-промышленная палата Миасского округа.
На сегодняшний день политическая составляющая в работе Торговой палаты сведена к минимуму, как пояснил участник мероприятий Союза промышленников, ПРОМАСС и ЮУТПП, заместитель генерального директора «МЗМО-АМС» Николай Федоров. И это отвечает сегодняшним интересам и малого, и крупного бизнеса, который уже не ставит знак равенства между социальной миссией и политикой.
Торгово-промышленная палата Миасса на постоянной основе работает со 150-ю представителями МСБ и предпринимателями. Это объясняется наличием пакета предложений, востребованных коммерческими структурами.
«В этом году торгово-про-мышленная палата расширила линейку услуг, — поясняет ее руководитель Елена Сюткина. — Мы стали сертификационным центром, подписав договор с «СКБ-Контур», принимаем заявки на оформление электронной подписи, а также выполняем для предприятий на условиях аутсорсинга оценку товаров и услуг, аудит, экспертизу, содействуем получению патентов и оформлению товарных знаков. Экспертизу проводим и по заказам жителей округа, в сумме за год выдали более 500 заключений».
Отдельный блок работы — экономические связи с регионами РФ, государствами ближнего и дальнего зарубежья посредством организации бизнес-миссий.
Торговая палата предлагает и другой вариант поиска деловых партнеров — выставки. В Миассе они проводятся ежегодно, темы 2016 года — «Малые города — основа экономики Урала» (февраль) и фестиваль развития предпринимательства и птицеводческой отрасли (июнь). Обе вошли в губернаторский перечень конгрессных и выставочных мероприятий.
В кризисный год оказалось востребованным такое направление работы Торговой палаты, как переобучение персонала.
Стоит отметить, что у нее есть финансовая автономность и устойчивость, в отличие от муниципальных учреждений. Эта некоммерческая и негосударственная структура, в соответствии с законом о ТПП, существует за счет платных услуг и членских взносов.
Союзники и защитники
В городе есть еще общественные организации, функционирующие в интересах МСБ, но в более узких направлениях или сегментах.
Союз предпринимателей города занимается главным образом вопросами практического свойства: о порядке заключения договоров на поставку энергоресурсов, о тарифах на энергоносители, аренде и т. д.
Миасское отделение Общероссийской общественной организации «Опора России» сосредоточено на защите МСБ в отношениях со структурами власти, в преодолении административных барьеров, а также на законодательных инициативах, призванных улучшить условия работы МСБ.
Даже не на дне
Спектр возможностей для МСБ на уровне нашего города кто-то назовет наполовину пустым, кто-то — наполовину полным. В любом случае есть возможности действовать, есть люди с опытом и контактами. В нынешней ситуации это имеет значение.
«Экономические спады 1998 и 2008 годов были циклическими: мы упали и поднялись, — говорит политик и общественный деятель Ирина Хакамада. — А сейчас кризис турбулентный. Это означает, что дна у него нет, поскольку он охватил все стороны жизни: показал неэффективность внутреннего управления, сопровождается изоляцией и падением цен на нефть, санкциями. Круче не бывает — все одновременно (…), и в этих условиях непредсказуемости нужно учиться быть хозяином своей жизни».