Один из уголков в поселке Дачный назван в честь зимнего праздника
Название «Новогодняя» попалось мне на глаза несколько лет назад в колонке рекламных объявлений «МР». Решила непременно найти эту улицу, потому что никто из тех, с кем я заводила разговор, даже и не слышал о ее существовании. Хотя она находится не так уж далеко от центра — в поселке Дачный.
Намерение свое смогла осуществить только в этом году. Размышляя, как найти старожилов и остались ли они на нужной мне улице, позвонила Владимиру Шабанову, чей приют-гостиница для животных и конный клуб, судя по карте, находятся по соседству с Новогодней. Вот он-то и дал мне телефон и адрес старожила «тети Маши» (Магинур Баешовой), которая вышла встретить гостью прямо к дороге.
Где эта улица?..
— Наша улица поначалу совсем и не Новогодней была, — заявляет тетя Маша.
— Как это?
— Когда мы получили документы на земельный участок, там была указана улица Дзержинского, а спустя несколько лет, как объяснил мне муж, ее переименовали, «потому что вторая Дзержинская городу не нужна».
(Уже после визита на Дачный я, любопытства ради, нашла на карте города «первую Дзержинскую» — в поселке Заречье она!).
Дом Баешовых, хоть и построен больше полусотни лет назад, — точно игрушечка: коричневые стены, голубые с белым наличники, а в окна выглядывают цветущие орхидеи (тетя Маша большая любительница цветов — и домашних, и садовых). Ажурный забор и калитка еще раз подтверждают, что здесь живут люди домовитые, хозяйственные, мастеровые.
Был лес и ягодные поляны
В избе — светло, празднично, чисто. Тетя Маша — хозяйка гостеприимная, хлебосольная и разговорчивая. Прихлебывая обжигающий наваристый суп вкусноты необыкновенной, разговариваем о жизни…
— Приехала я в Миасс в 17 лет из Поляковки, работала на резиновом заводе, — рассказывает Магинур Баешова. — Познакомились с будущим мужем и через месяц поженились — это было ровно 55 лет назад: начиная с 13 января (в старый Новый год), гуляли свадьбу целую неделю! Четыре года жили у свекра в Мелентьевке, работали оба на автозаводе, а потом решили написать заявление на земельный участок. В 60-е годы на месте Дачного был только лес и ягодные поляны. Улица Тельмана обживалась и отстраивалась работниками цеха шасси, наша — теми, кто работал на главном конвейере. Да и все остальные улицы отдавали определенным производствам. Мы сразу на своем участке посадили картошку и получили такой богатый урожай, что пришлось убирать его в течение двух дней. Муж, мастер на все руки, построил поначалу времянку, а потихоньку и целый дом. Вот и живем здесь с тех пор, ничего, в общем-то, не меняя, кроме веранды (ее мы утеплили и превратили в кухню).
Кинозал под открытым небом
По словам Магинур Баешовой, годы жизни на Новогодней она вспоминает с удовольствием. Участки получали молодые семьи, поэтому строительство велось весело, дружно, с огоньком. Если кому-то требовалась помощь, вся улица тут же собиралась на подмогу, а завершив дело, варили картошку, покупали селедку — и отмечали еще один успешный этап строительства.
Стоит ли говорить, что будущие соседи жили будто одна семья, празднуя вместе красные дни календаря с песнями и плясками под гармошку.
А когда у Баешовых — первых на улице! — появился телевизор, супруги выставляли его в открытое окно, устраивая таким образом «кинозал под открытым небом» для всех желающих.
Здесь, в этом уютном, всегда открытом для гостей доме, родились дочери — Рая и Рамиля, умницы и красавицы. Сегодня у каждой свой дом и своя семья, а тетя Маша — счастливая бабушка трех внуков и одной внучки и не менее счастливая прабабушка двух правнуков и двух правнучек.
Елочка как символ добрососедства
За разговорами со словоохотливой старожилкой праздничной улицы, за чаем с душистым медом (супруги держат пчел более четверти века), за обсуждением рецептов национальной кухни, за рассматриванием фотографий внуков — красивых, успешных, состоявшихся в жизни, — незаметно подкрались сумерки.
Тетя Маша, накинув шаленку, вышла проводить припозднившуюся гостью.
Улица, которую я не успела толком рассмотреть при дневном свете, вечером казалась слегка загадочной. В домах, большинство которых успели сменить облик на более современный, уютно горел свет, а возле одного из них в центре небольшого сугроба стояла наряженная елочка как символ праздничного названия улицы.
— У вас всегда так? — поинтересовалась я у собеседницы, кивая на елочку.
— Нет, это впервые! — отвечала та с гордостью и, усаживая меня в маршрутку, попросила:
— Вы уж про меня поменьше пишите…
— Нет, тетя Маша, как раз про вас и буду! С Новым годом вас!