Прочти, пожалуйста, прочти! Многие ли современные родители слышат подобные просьбы от своих детей?
Подходит к концу Год литературы. Сколько россиян пополнило за это время число книголюбов?.. Неизвестно. Просто взять и полюбить чтение — на такой подвиг способен не каждый. Нужна помощь библиотекарей, учителей, но в первую очередь — родителей. Все-таки именно от папы, мамы, бабушек и дедушек зависит, куда потянется рука маленького человека — к кнопке компьютера или к книжной полке.
Книгочейка, каких мало
…Есть у меня подруга, человек редкостной, прямо-таки космической энергии и бьющего ключом творчества, книгочейка до мозга костей — и скромняга, каких мало.
Согласившись поговорить со мной о чтении, поставила условие: никаких имен! Я, было, принялась возражать: «Разве любить книги — это стыдно?..» Но, подумав, согласилась — уж очень мне хотелось, чтобы о накопленном ею опыте приобщения детей и внуков к чтению узнали миасцы.
Сама она, конечно же, свой опыт не считает уникальным («что, мол, тут такого особенного?») Может, и правда — ничего особенного. В общем, решайте сами. И если у вас есть еще более оригинальный опыт — пишите, звоните, делитесь, будем только рады.
Не прививал, но передал
Когда-то мы, возвращаясь из студенческой турпоездки в ночном вагоне, мучаясь бессонницей, заговорили о книгах. И однокурсница (с виду — легкомысленная красотка) вдруг открылась совсем с другой стороны.
— С детских лет я все свободное время проводила в библиотеке, — рассказывала Женя. — Записывалась у библиотекарей в очередь на книги Майн Рида, Вальтера Скотта, Дюма, Марка Твена, подолгу ждала, пока подойдет мой черед, а получив растрепанный томик, летела домой и читала взахлеб, даже ночью, под одеялом, с фонариком. Знаю, что эта страсть передалась от папы, простого рабочего: он, имея за плечами всего пять классов, читал всегда, везде, много, стараясь возместить то, что недополучил в детстве. Я поражалась его эрудиции, его памяти. Отец мог часами читать наизусть стихи Пушкина, Тютчева, Фета, Некрасова, знал чуть ли не наизусть «Историю дипломатии» (толстенный старинный том, неизвестно как к нему попавший и неизвестно куда девшийся потом). Вряд ли он, как сегодня модно говорить, «прививал мне любовь к чтению» — по крайней мере, я этого не помню. Скорее всего, эта любовь передалась по наследству — сначала мне, а потом и моей старшей дочери.
Сказка про «грязных внуков»
А вот с младшей дочкой Жене пришлось помучиться. Малышка не просто не хотела читать сама. Она ревела и зажимала уши, когда мама читала ей «Динку», любимую девчоночью книгу!.. И только деда слушала со вниманием. Больше всего ей нравилась сочиненная дедушкой сказка про «грязных внуков», которая имела массу вариантов и вызывала самый настоящий восторг у всей ребятни.
Перелом в отношении к книгам у младшей дочки совпал с чтением «Принца и нищего» Марка Твена. «Поначалу, — вспоминала Евгения, — она изнывала от скуки, отпрашивалась то попить, то поесть, то зубы почистить. Потом вроде притихла, смирилась. А однажды гляжу — нет закладки в книжке! Это дочка тайком ее дочитала, чтобы поскорее узнать, чем закончится история».
«Поэтическое лето»
Приохотились девчонки к чтению — можно бы и успокоиться. Ан нет! Евгения завела традицию: с первого и до последнего дня каникул в семье каждый год объявлялось «поэтическое лето».
Это значит, что вечером мама и обе дочки должны были наизусть прочитать выученное днем новое стихотворение (авторов брали не абы каких, а Есенина, Цветаеву, Заболоцкого). Стихи учились каждый день, потом — через три дня, позже — раз в неделю. И никто ни разу не попытался отговориться занятостью или забывчивостью — порядок есть порядок!
Традиция превыше всего
А потом появился у Евгении внук — и все для нее началось сначала. Внук ни за что не хотел читать! Но, как говорится, «не на ту нарвался» — бабушка была неумолима и находчива.
Вместе с подросшим малышом накануне Нового года она стала ездить в Челябинск — покупать игрушку и книгу по его собственному выбору. Когда первоклассник отыскал среди тысяч книг огромный том «Старой крепости», бабушка ахнула про себя, но виду не показала — и два года мужественно читала с внуком многостраничный фолиант! А что вы хотите?..Традиция превыше всего!
Зятья не ропщут
Выросли дочери. Внук — уже шестиклассник. Неугомонная Евгения теперь уже втягивает в круг семейных литературных интересов своих зятьев.
Мало того, что они стали исполнителями ролей в домашних спектаклях, так теперь внедряется новая традиция — проведение литературных праздников с викторинами, конкурсами, инсценировками, чтением стихов наизусть. И участие в праздниках обязательно для каждого члена семьи.
Не поверите, но зятья с удовольствием приняли «правила игры», придуманные тещей, и совсем не ропщут — это же игра, а играть любят даже взрослые!