С начала 2015 года на телефон «горячей линии» органов наркоконтроля поступило 1 тысяча 114 обращений. Большая часть из них касалась фактов продажи наркотиков.
В ходе проверок сообщений выявлено 77 фактов содержания наркопритонов, около тысячи человек привлечены к ответственности за хранение и распространение наркотиков. Практически 100% наркопритонов выявляется по обращениям граждан.
На телефон доверия органов наркоконтроля 8 (351) 267-00-01 звонки принимаются круглосуточно. На звонки отвечают сотрудники дежурной части областного наркоконтроля. Периодически к работе привлекают и членов Общественного совета, среди которых и директор газет «Южноуральская Панорама» и «Вечерний Челябинск», член Общественного совета при УФСКН России по Челябинской области Сергей Филичкин.
Как отмечают специалисты, большая часть звонков поступает с типичными сообщениями: «У нас в подъезде (называется адрес дома) расположена круглосуточная аптека, и в связи с этим постоянно валяются шприцы, появляются подозрительные личности. Мы подозреваем, что здесь собираются наркоманы». В кабинете УФСКН информация записывается на бланк, который уже на следующий день оказывается в руках оперативников, и они отправляются по указанным адресам с проверкой.
Важно, что проверяются все места, по которым поступили обращения. Если оказывается, что проблема — не в сфере деятельности наркополицейских (скажем, в доме расположен притон, но не наркотический, а алкогольный), то сведения передаются сотрудникам МВД и участковым.
Специалисты УФСКН отмечают, что часто звонящие пугаются, когда их просят назвать контактные данные, поскольку «горячая линия» должна быть анонимной. На самом деле бояться нечего: никаких сведений, нарушающих анонимность, госнаркоконтролю не требуется, достаточно сообщить свой телефон или адрес электронной почты и имя, чтобы сотрудники знали, как к вам обратиться при звонке или в письме. Контактные данные УФСКН собирает не ради каких-то картотек и не из прихоти — они помогают при работе оперативников. Если, допустим, в указанном доме не могут найти «нехорошую квартирку», о которой сообщили на телефон доверия, то проще всего перезвонить и уточнить подробности. Возможны и другие трудности: если наркопритон работает не постоянно, то оперативники должны точно выбрать момент для «визита» — свалиться как снег на голову, когда в помещении будут наркотические вещества и их потребители. А определить такое время «на глазок» довольно трудно. Поэтому оперативники нередко даже обмениваются контактами с сознательными местными жителями, оставляют им номера своих сотовых, чтобы при необходимости срочно выехать на место и «накрыть» притон. Кроме того, если звонивший оставил свои контакты, то УФСКН обязательно отчитывается перед ним о проделанной работе и ее результатах.
Кстати, на телефон «горячей линии» обращаются не только сознательные граждане, желающие сообщить о наркопритонах, но и обеспокоенные родители, желающие получить консультацию, как уберечь своих детей от наркотиков. На их вопросы подробно отвечают, снабжают собеседников советами — это тоже одна из обязанностей «телефона доверия».
Телефон доверия — простой и быстрый вариант для тех, кто хочет получить помощь или изменить ситуацию к лучшему, для всех, кто неравнодушен и не боится. Тем более, что бояться, по сути, нечего, ведь общение со специалистами наркоконтроля совершенно анонимно. А телефон, как известно, не кусается.