Много ли в Миассе педагогов?.. Много! И любой из них достоин теплых слов. Но, согласитесь, не у всех день рождения совпадает с профессиональным праздником. И в этом отношении учителю начальных классов школы № 22 Татьяне Викторовне Голоядовой повезло.
А узнали мы о ней случайно, когда председатель родительского комитета принесла в редакцию благодарственное письмо любимому педагогу. Вот тогда-то и раскрылось не только счастливое совпадение двух дат, но и тот факт, что нынче Татьяна Викторовна отмечает 40-летие своей педагогической деятельности.
На своем месте
Хороший учитель — всегда немножко артист. А иначе в школе нельзя: кому интересен педагог со скучной миной и невыразительным голосом?
Так вот Татьяна Викторовна — артист не только в своей профессии, а и вообще по жизни. Да она и не скрывает этого! На вопрос, не жалеет ли, что связала жизнь со школой, эта яркая, живая, темпераментная женщина отвечает:
— А что?.. Могла бы и артисткой стать! Жаль, никто в свое время не подсказал!
И звонко, от души смеется, потому что по ней, по ее сияющим глазам, по красивым, свободным жестам, по жизнерадостному голосу видно: этот человек — на своем месте.
Не с пустыми руками
Первая учительница в школе № 4 запомнилась Голоядовой двумя косичками, скрещенными на затылке, и поджатыми строго губами. Татьяна не числилась ее любимицей, отличницей тоже не была, но все-таки считает, что именно Антонина Николаевна Антонова зажгла в ней искорку любопытства к своей профессии. Чем же?.. Да тем, что приходила в класс не с пустыми руками, а с какими-то картами, плакатами, таблицами, а иногда и с глобусом, вызывавшим жгучий интерес у учеников.
Пятый класс ознаменовался переходом в школу № 8, и вот там-то интерес к учительству стал еще более явным. А виновата во всем… макулатура! Две подружки, Таня и Маша, нашли в залежах макулатуры ненужные классные журналы, экспроприировали их и стали играть в школу, меняясь ролями учителя и ученицы. После восьмого класса обе поступили в педколледж.
Как по маслу
Учеба в память не врезалась, может быть, потому, что Татьяне больше нравилась педагогическая практика. Страха перед классом не было никогда. Первоначальная робость быстро сменилась уверенностью в своих силах. В профессии начинающей учительнице освоиться помогли опытные педагоги, которым Татьяна Викторовна до сих пор благодарна: Надежда Дмитриевна Волович, Валентина Александровна Свешникова, Сергей Арсентьевич Репин, Нина Федоровна Старовойтова.
— Нину Федоровну считаю своей наставницей, — признается Татьяна Викторовна. — Мы были с ней в одной параллели в школе
№ 25, и она меня учила работать. Строгая, авторитарная, дети у нее по струночке ходили и сидели, а ведь 42 человека!.. Дисцип-
лина была отменная, урок шел как по маслу. И мне было не тяжело замещать Нину Федоровну, одновременно работая в своем классе. Конечно, 42 тетрадки по русскому языку и 42 — по математике, да все это в двойном размере — нагрузка немалая, но я справлялась. И не потому, что была молодая, а, скорее, потому, что писанины 40 лет назад меньше было. Приходила на урок только с планом уроков — и все проводила. Не было у нас интерактивных досок и других «наворотов», были грибочки, цветочки, цыплятки, а дети все усваивали и неплохо учились.
С чистого листа
Учитель начальных классов… Хорошая, вроде, профессия. Приходит к тебе ребенок — чистый лист, и на этом листе ты рисуешь все, что необходимо малышу для превращения в умного, воспитанного, мыслящего человечка. Но пройдет четыре года — и умненькие уходят дальше, в более старшие классы. Уходят — и потихоньку забывают первого наставника, а за свои успехи в учебе, творчестве, спорте, науке благодарят уже других педагогов. Хотя основы в них заложил именно он, первый.
— Только однажды мне пришлось вести своих детей почти до выпуска, — говорит Татьяна Викторовна. — Вот они и приходят ко мне до сих пор… Остальные со временем забывают, но я не обижаюсь. Если у них удачно сложилась учеба и жизнь, то и слава Богу.
Когда глаза по чайной ложке
Каждый урок у Татьяны Викторовны — с изюминкой. Получается у нее и удивить, и поразить учеников. Принесет на урок Хрюшу, разговаривает с ним, а у всего класса рты раскрыты и глаза по чайной ложке!
— Есть у меня привычка — никогда не повторять дважды один и тот же урок или внеклассное мероприятие, — делится Голоядова. — Всегда ищу что-то новенькое. Так было и на конкурсе «Учитель года-2011», лауреатом которого я стала. И в классе приходится проявлять чудеса изобретательности, чтобы детям было и интересно, и полезно, и познавательно. Придумали мы, например, кукольный театр, сделали ширму и показываем сказки ученикам, родителям, дошколятам.
Мы вас любим!
— Татьяна Викторовна, любой ли человек с педагогическим образованием способен стать учителем?
— Не любой, а только тот, кто может встать на одну ступеньку с детьми, думать и говорить с ними на одном языке, чувствовать, как они, понимать, что им интересно. При этом мой принцип, о котором я и родителям всегда твержу, — не заигрывать с детьми. Быть с ними искренней, правдивой. Жить и их жизнью тоже, радоваться их радостям, открывать перед ними мир и восхищаться им вместе с ними. Нам, считаю, повезло: школа
№ 22 — рядом с лесом. И мы ходим в лес постоянно — и просто так, и на праздники. Замечаем, как меняется лес в разное время года, фотографируемся в нем, играем. И во время таких совместных времяпрепровождений лучше друг друга узнаем, больше доверяем. У меня нет любимчиков. Или, по крайней мере, я никогда не показываю, к кому больше расположена. А самое приятное, когда отпетые сорванцы бегут мне навстречу и кричат: «Мы вас любим!»