Май богат на праздники. 15 мая, например, — День семьи, и по традиции СМИ будут рассказывать, в первую очередь, о матерях, на которых обычно и зиждется счастье ячейки общества.
Мы решили нарушить традицию и обратить внимание читателей на пап, частенько остающихся в тени маминых заслуг. Да, мама, безусловно, несет на себе основную нагрузку по хозяйству. Накормить, постирать, починить, навести порядок и уют, поддержать мужа, воспитать детей — это все ее, мамино. Но многократно счастливее те семьи, где воспитанием детей занимаются оба супруга на равных или папа берет на себя даже большую часть забот. Скажете, такого не бывает?.. Уверяю вас: бывает!
Не много ли?..
По утрам частенько встречаю около дома веселую компанию: улыбающийся молодой папа, широко шагая, ведет за руки радостно подпрыгивающих дочку-школьницу и сынишку-дошколенка, что-то щебечущих на ходу и оттого напоминающих резвых воробышков.
Когда же я увидела эту семью в полном составе (уже знакомая мне троица плюс мама с коляской), захотелось узнать, в чем секрет их счастья. Напросилась в гости и спросила прямо в лоб: «Почему трое? Не много ли?».
— Мы с Таней оба из многодетных семей, — ответил глава семьи Евгений Быстров. — Поженившись, решили, что троих родим точно — хотя бы потому, что семья все-таки подразумевает рождение детей. Трое — это не страшно, хотя, конечно же, каждый родившийся ребенок добавляет хлопот и забот. Первенца я, честно говоря, побаивался. Когда встречал из роддома жену, даже на руки ребенка брал с осторожностью, чтобы не сломать ничего… Со вторым уже посмелее, а третьего просто сунул под мышку и пошел. Шучу… Слава Богу, мы с Таней не знаем, что такое бессонные ночи — все наши малыши ночами спали крепко и не требовали к себе внимания.
Буду президентом!
Быстровы-младшие, как на подбор, — общительные, открытые, веселые. Пока мы разговаривали на кухне с родителями, они дружно играли втроем в соседней комнате, и только младший изредка прибегал, утыкался в мамины колени, получал от нее порцию ласки и снова мчался к брату и сестре.
— Наши дети — разные, — снова берет слово молодой отец. — Старшая Оля закачивает первый класс, она лидер по натуре. Поначалу мы пробовали усмирять ее темперамент строгостью, но увидели, что только портим ребенка, и поменяли тактику, попытались направлять ее энергию и активность в мирное русло. Оля меняется на глазах: стала более ласковой, дружелюбной, любит хозяйничать прибирать, готовить. Умеет всех организовать, дать задание, установить правила игры. И всегда стремится быть первой. Любит Путина, мечтает быть президентом. Недавно спросила: «Папа, а женщины бывают президентами? Нет? Значит, я буду первая?».
Данила-мечтатель
Заочное знакомство с детьми продолжается.
— Даниле пять лет, и он полная противоположность Оле. Мечтатель, романтик, мыслитель, наблюдатель, ценитель прекрасного. Идем из садика: «Папа, посмотри, какие красивые цветочки! А травка-то как подросла! А по небу акула плывет!». Оля тут же вертит головой: «Где-где?» — «Ну, вот же облако, на акулу похоже!». У него нестандартное мышление. Сломал игрушечный лук, хотел было заплакать — и вдруг: «О! Удочка!» — и тут же из стрелка превратился в рыбака. Готовые машинки не любит, зато с удовольствием разбирает и собирает по винтикам машину-конструктор. Уступчивый, покладистый, душа любой компании, мечтает быть… клоуном! Спрашиваю: «Почему?» — «Детей смешить!».
Младшего называют Евгеньич
Дошла очередь и до двухлетнего Захара.
— Последнего ребенка воспитывают не так, как первого, — признается Евгений. — Если к первым детям предъявляешь какие-то высокие требования, то с каждым последующим эта планка уменьшается, и младшего уже просто любишь, нежишь, балуешь. Захар у нас сдержанный, спокойный, знает, чего хочет и как этого добиться. Любит порядок и помогает папе с мамой поддерживать его. Командует старшими: «Ну-ка, не бегать!.. Не трогай печенки: мама сказала, что это гостям!.. Куда полез? Слезай, а то упадешь!» Одним словом, «начальник». Мой младший брат называет Захара уважительно — «Евгеньич». Старшие дети над ним подшучивают, но слушаются. Захар очень серьезный: куда бы мы ни пришли — в поликлинику, в магазин, — увидит, что дети балуются, подойдет, нахмурит брови и сделает замечание: «Нельзя так!».
Быть «не как все»
Не устаю удивляться отцовской наблюдательности: Евгений (не без помощи Татьяны, конечно) несколькими словами нарисовал яркие портреты своих любимцев. Это ж как надо любить малышей, чтобы рассказывать о них так, будто песню петь?..
— Я вообще-то очень строгий папа, — спешит пере-убедить меня глава семьи, педагог по образованию. — Наставники в университете говорили: «Детей надо брать в ежовые рукавицы и потом потихоньку отпускать вожжи — тогда добьешься контроля над ними». В семье должны быть не вседозволенность и попустительство, а правила, нормы, принципы. Вот, например, компьютер. Приходит дочь из школы: «Папа, у всех планшеты, а у меня нет. Купи!». Спрашиваю: «Зачем он тебе нужен?». Растерялась: «Ну, поиграть….» — «Оля, — говорю, — ты хочешь планшет только для того, чтобы быть как все? Мне не сложно купить его, но давай будем учиться быть НЕ как все. Не нужно завоевывать уважение и внимание со стороны окружающих (в данном случае одноклассников) такими методами, пусть тебя уважают за твою позицию, индивидуальность, научись быть непосредственной!».
Давай змею купим?..
— То есть компьютера в доме принципиально нет? — уточняю я.
— Компьютер есть, — терпеливо отвечает Евгений. — Но на игры у нас табу. И без них нам есть чем заняться. Беру детей и иду с ними в гараж «переобувать» машину. Или в лес жарить курицу. Или за водой к роднику. Или на гору к телевышке. Или пешком через весь автозавод к бабушке. Мама иногда с нами, а порой мы даем ей отдохнуть и оставляем дома. Детям интересно все, а мне интересно с ними. Они спрашивают об устройстве мира, о том, какого цвета бывают подснежники, почему луна не падает на землю, почему умерли динозавры. Однажды поехали в зооуголок ДДТ «Юность» и пришли в полный восторг от увиденного. Данил вешал змей на шею, крутил, гладил, а вечером сказал маме: «Давай змею купим?».
Я не уникальный!
— Женя, редко встречаются папы, которые так увлечены своими детьми, как вы…
— Зря так говорите, — не соглашается Евгений. — У нас много друзей, в семьях которых папы играют большую роль в воспитании детей. Так что я не уникальный. А лично для меня примером служит семья родителей. Помню, был дошкольником, сдулось колесо велосипеда, попытался накачать — не получилось. Прошу папу помочь, а он: «Сейчас я рядом, я помогу. А если меня не будет?.. Ты должен постараться сделать сам». Мне эти слова запали в душу. И сегодня, когда я сталкиваюсь с какими-то трудностями, говорю себе: «Никто за тебя эту проблему не решит! Соберись и сделай это!». Стараюсь быть примером для своих детей. Если в подъезде грязно, беру веник и подметаю — и ребятишки со мной. Если засорилась ливневка, выхожу с лопатой чис-тить. Подтягиваются соседи, а дети видят и понимают: не стоит перекладывать проблемы на чьи-то плечи, если можешь решить их сам. Считаю это нормальным. Нельзя быть равнодушным. Равнодушие — преждевременный паралич души.
— Многодетные семьи принято жалеть: мол, дети многим обделены… А у вас, похоже, минусов нет, одни плюсы. Какие?
— Дети не то что не обделены — у них есть все, и самое главное, я считаю, — это любящие родители! Двери нашего дома всегда открыты для всех, мы стараемся по силам участвовать в нуждах людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: добрым ли словом, пропитанием, одеждой… Естественно, ребятишки все это видят. Наши дети открытые, жизнерадостные, общительные. С малых лет они приучены нести ответственность друг за друга. Нет эгоизма. Готовы прийти на помощь. Им не скучно вместе. Общаясь, быстрее развиваются… В общем, плюсов много, но я ни в коем случае не призываю: «Давайте все будем многодетными!». Дети — это здорово, но рожать их нужно не для имиджа. Ведь прежде чем они станут взрослыми людьми со сформировавшимися нравственными ценностями, нужно приложить очень много сил и терпения…