15 мая 2015 года Миасский завод ЖБИ, ныне ассоциация предприятий строительной индустрии «Миасский железобетон», отметит свое 70-летие. Завод мог бы вести отсчет своей истории с 1939 года, когда началось зарождение стройкомбината — предшественника завода ЖБИ. Или с 19 апреля 1962 года, когда он из управления производственных предприятий был переименован в завод ЖБИ.
Но заводчане считают днем рождения своего предприятия именно 15 мая 1945 года, когда вновь созданный комбинат производственных предприятий объединил вокруг себя все главные производственные мощности строительно-промышленной базы Миасса — всего того, что в дальнейшем и стало основой завода ЖБИ.
Завод — ровесник Великой Победы, и это отнюдь не случайность, а скорее символическая закономерность. Пройдя через тернии становления, развития, падений и взлетов, драматическую смену эпох, когда стоял вопрос «Быть или не быть?», работники завода с железобетонной стойкостью перенесли все невзгоды, выпавшие на долю родного предприятия.
Первым руководителем предприятия был Эдуард Петрович Бонакер. Большой вклад в становление и развитие завода внесли директора Евгений Михеевич Плотников, Сергей Макарович Земляков и Алексей Григорьевич Прищепо.
С декабря 1986 года бессменным руководителем предприятия является Николай Петрович Лузгин (на фото). На его долю пришелся самый трудный период жизни заводчан. Избранный общим голосованием трудового коллектива в разгар горбачевской перестройки и гласности, молодой руководитель еще в бытность административно-командной системы сумел добиться для своего завода максимальной самостоятельности. Завод ЖБИ одним из первых в 1990 году реорганизовался в производственный кооператив.
Потом предприятие преобразовывалось в АОЗТ, ЗАО, а заводчане хлебнули сполна все «прелести» зарождающейся рыночной экономики. Самым же большим испытанием нового времени для всего трудового коллектива стало банкротство, когда вслед за УралАЗом по эффекту домино несостоятельными оказались предприятия стройиндустрии, завязанные через бартер на градообразующем заводе.
В ноябре 2002 года, когда осталось позади внешнее управление и завершилась санация завода, родилась ассоциация предприятий строительной индустрии (АПСИ) «Миасский железобетон». Новое объединение было создано для лучшей координации действий всех его участников и лучшей их выживаемости в рыночных условиях. Генеральным директором ассоциации стал Николай Петрович Лузгин. Вместе с ним все тяготы этого сложного времени достойно пережил костяк трудового коллектива: А. М. Коган, В. Г. Зуева, Л. Н. Гридасова, И. В. и В. А. Горевые, Г. Д. Иванова, В. П. Красилова, Н. В. Шукст, П. С. Килязов, А. А. Демидов, В. Я. Кондин, Т. Т. Ильиных, В. С. Корман, Н. А. Голева, П. С. Машков, Р. П. Аганин, Л. И. Максимов, О. Ф. Воробьева, Н. В. Андреева и другие работники.
Сегодня ассоциация предприятий строительной индустрии «Миасский железобетон» — одно из крупных и ведущих предприятий строительной индустрии горнозаводской зоны Южного Урала. Оно специализируется на выпуске серийной и индивидуальной продукции для гражданского и промышленного строительства. Производственный профиль предприятия — добыча и переработка сырья местных месторождений (включая дробильно-сортировочную фабрику, каменный и песчаный карьеры), изготовление металлоизделий, арматурных и закладных элементов для железобетона, бетоносмесительное и формовочные производства по выпуску бетонных, железобетонных конструкций и товарного бетона.
Железобетонные изделия Миасского завода ЖБИ составили основу большинства гражданских и промышленных объектов, возведенных в городах горнозаводской зоны. Строительные изделия и конструкции предприятия присутствуют практически в каждом здании и сооружении Миасса. Среди них Дворец автомобилестроителей, гостиница «Нептун», административные и производственные корпуса автозавода, Миасского и Златоустовского машзаводов, ГРЦ им. академика В. П. Макеева, школы и детские сады, жилые дома и множество других объектов.
Каркасная система — гордость заводчан
С 2005 года в зоне самого пристального внимания специалистов предприятия остается каркасная тема. Новая строительная технология, названная МКТ (Миасские каркасные технологии), была разработана в тесном сотрудничестве работников завода с проектировщиками ООО «Уралавтостройсервис» и строителями ООО «Уралстройком» (директор А. В. Тихонов). Строительство первого каркасного жилого дома началось в 2006 году. В короткие сроки, не останавливая производство, на заводе своими силами переоборудовали имеющийся парк металлоформ колонн, ригелей, плит перекрытия, диафрагм, мембранных панелей и других конструкций, снабдили строителей необходимой оснасткой.
На трех 10-этажных домах, возведенных в центре машгородка и ставших достойным украшением самой молодой и самой красивой части Миасса, заводчане отработали свою полносборную каркасную систему. За эти годы был приобретен бесценный опыт нового производства.
Когда дома, возведенные по каркасным технологиям, прошли строительную экспертизу, специалисты завода запатентовали все плоды своего интеллектуального труда. С 2011-го по 2014-й годы получено семь патентов на полезные модели и изобретения, связанные с каркасным домостроением. Авторами разработок стали инженер-проектировщик П. А. Зырянов, главный технолог Г. Д. Иванова, директор завода ЖБИ И. В. Горевой, инженер-проектировщик Т. Г. Кулагин. При разработке новых модификаций к ним присоединился директор ООО «УралАЗпроект» Н. П. Ульянов.
Патенты на собственные разработки — это знамя для предприятия, обладающего таким интеллектуальным потенциалом.
В будущее — с молодыми кадрами
Провальные годы зарождающейся рыночной экономики и перекосы в подготовке кадров значительно повысили возраст специалистов на большей части промышленных предприятий России. Не стал исключением и завод ЖБИ, где на руководящих постах оказались работники пенсионного и предпенсионного возраста. Замены большинству из них просто не было. И генеральный директор предпринял необходимые меры. Была разработана программа резерва руководящих работников.
— Задуманной перестановкой мы не оголим и не остановим производство, — объяснял свои намерения Николай Лузгин. — Первые лица останутся в штате предприятия и будут полноправными работниками завода: кураторами, консультантами, наставниками молодых кадров. А молодежь сегодня достаточно мобильна, грамоты хватает, а опыт придет — мы им в этом поможем.
Руководители завода сумели организовать это мероприятие в щадящем режиме, учтя психологию старшего поколения и запросы молодых.
Так в обойме молодых руководителей появились С. П. Килязов, А. В. Смольникова, Н. Б. Виноградова, А. Л. Лобачева, А. В. Коновалов, С. Н. Сементина, Н. Н. Тютева, О. Г. Ивчук, В. Р. Самигулин, И. А. Шарапова, А. Н. Девятайкин, Н. В. Донец, Г. Т. Григорьева, А. П. Зайцев, Д. А. Баннов, Т. В. Максимова, Е. Н. Лузгин. Именно им предстоит взять на себя всю ответственность за жизнедеятельность завода, чтобы в будущем вписать в ее историю свою достойную страницу.
Шагая в ногу со временем
2011-2014 годы стали для предприятия периодом активного технического перевооружения цехов и производств. Завод по-прежнему сохраняет статус одного из ведущих предприятий стройиндустрии города по объемам сборного железобетона и бетона при постоянном увеличении номенклатуры выпускаемой продукции.
В эти же годы коллектив завода ЖБИ громко заявил о себе на различных профессиональных форумах. За создание и успешное внедрение новейших технологий строительства миасцы были награждены медалью специализированной выставки «Строймаркет-2013», проходившей в Тюмени. За освоение производства конструкций быстровозводимых зданий завод награжден памятной медалью Уральского строительного форума, проходившего в Екатеринбурге.
На межрегиональном конкурсе «Строитель года — 2014» предприятие удостоено диплома в номинации «Лучший производитель строительных материалов». А генеральному директору АПСИ «Миасский железобетон» Николаю Петровичу Лузгину в 2013 году присвоено звание «Почетный строитель Российской Федерации».
Фото Сергея Краснопеева.