По мнению областного УФАС, в создании автоматизированной системы оплаты проезда в общественном транспорте присутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Контролирующий орган предписал властям Челябинска до 1 июня повторно провести конкурс и приобрести автоматизированную систему. Транспортники, тем временем, намерены оспорить предписание УФАС в суде.
На сегодня в общественном транспорте уже есть рабочая система, и приобретение новой нецелесообразно, поскольку для этого потребуется потратить значительные денежные средства из городского бюджета, а льготным категориям пассажиров придется вновь услышать от кондуктора: «Выходите, ваша карта не работает». Пока не ясно, будут ли работать после 1 июня существующие карты, а также кто и каким образом будет их активировать и пополнять.
Напомним, с 1 января 2012 года в общественном транспорте заработала новая автоматизированная система оплаты проезда. Программа электронных терминалов, замкнутая на единый муниципальный диспетчерский пункт, позволяет транспортникам в оперативном порядке получать данные о пассажиропотоке и на основании этих данных вести финансовую отчетность за отработанный период. Более 400 тысяч льготных категорий Челябинска получили социальные карты разного образца. Спустя три года успешного функционирования действующей автоматизированной системы управление федеральной антимонопольной службы по Челябинской области выявляет ряд нарушений. В предписании говорится: «Система транспортных и социальных карт должна быть подконтрольна и находиться в собственности администрации Челябинска, как органа местного самоуправления». Однако транспортники настаивают на том, что все имущество, приобретенное «МУПами», автоматически оказывается собственностью администрации города, и приобретенная ранее автоматизированная система оплаты проезда – не исключение.
«Когда в 2012 году для транспортных предприятий остро встали вопросы учета наличных денежных средств, получаемых от пассажиров, повышения кондукторской дисциплины в части выдачи проездного документа (билета) и необходимости в оперативном получении данных о перевезенных пассажирах, мы провели мониторинг разных автоматизированных систем, — говорит директор МУП «Служба организации движения» Василий Муленков. — Выбранная система устраивала муниципальные предприятия, поскольку позволяла выполнить все поставленные задачи, а главное — позволяла видеть реальный пассажиропоток на маршрутах, и на основании этих данных составлять расписание по потребностям населения».
Новая система успешно функционирует уже три года. Приобретение автоматизированной системы тогда обошлось городскому бюджету в 30 миллионов рублей. Какую сумму придется затратить в условиях нынешних цен — остается догадываться. Эти доводы антимонопольный орган не посчитал весомыми, как и то, что в случае исполнения предписания в миллионном городе вновь придется менять социальные карты. Льготные категории, среди которых ветераны труда, заслуженные работники и просто пожилые люди, будут вынуждены вновь выстаивать очереди, чтобы подтвердить свое право на льготный проезд.
«Пожилым людям всегда очень трудно даются любые перемены и нововведения, — рассказывает Василий Муленков. — Вряд ли будет возможно объяснить пенсионерам, что, пока будут проводиться конкурсные процедуры по покупке новой системы, они не смогут пользоваться своими социальными картами».
Транспортники призывают не забывать о том, что от разных нововведений могут, прежде всего, пострадать пассажиры, для которых общественный транспорт – неотъемлемая часть жизни.
Возникает вопрос: кому и зачем это понадобилось?