Председатель общественной организации МГО по защите прав потребителей «Статский советник» Сергей Гаврюшкин рассказал «Миасскому рабочему» о направлениях своей работы.
— Сергей Николаевич, далеко не все жители Миасса знают о существовании вашей организации. Когда и в связи с чем она возникла?
— Еще в 2008 году мы с моим товарищем создали Челябинскую областную общественную организацию по защите прав потребителей «Советник». Я был ее идейным вдохновителем, и действовали мы от имени организации на местах, защищали интересы людей.
Но затем возникли некоторые организационные проблемы, и я в итоге решил создать отдельную структуру в нашем Миасском городском округе. Так появилась общественная организация МГО по защите прав потребителей под названием «Статский советник». Я являюсь председателем правления.
— Что может ваша организация?
— Законом такая организация на самом деле наделена массой полномочий как раз по защите прав потребителей, выявлению нарушений их прав, защите неопределенного круга лиц, например беременных женщин, инвалидов.
В нашей стране имеют право на подачу исков в защиту неопределенного круга лиц как прокуратура, так и общественные организации, такие как наша.
Я считаю, что это серьезный рычаг воздействия, который мы можем направлять и на нарушителей, и на администрацию, и обращаться в правоохранительные органы, указывать, что имеются правонарушения, и просить помощи.
Сейчас также мы планируем реализовать социальный проект, направленный на ликвидацию безграмотности различных слоев населения в вопросах защиты собственных прав.
— Что включает в себя ваш новый проект?
— Мы подготовим брошюрку, в которой будут содержаться письменные ответы на те вопросы, которые наиболее часто задают нам жители. Поэтому всех, кто будет к нам обращаться, мы, во-первых, устно проконсультируем, а во-вторых, сможем выдавать им такие вот письменные брошюрки-памятки, чтобы у людей это сохранялось.
Конечно, для нас это очень серьезная дополнительная нагрузка, но зато потом гражданин, имея такую памятку, всегда сможет сориентироваться в той или иной проблемной ситуации и попробовать отстоять свои права и без нашего участия.
— На какие сферы вы обращаете в этом издании свое внимание?
— Например на проблемы в сфере ЖКХ (как обязать поставщиков услуг произвести перерасчет за некачественную услугу). Это один из самых острых вопросов, люди часто к нам по этому поводу обращаются.
До сих пор многие не понимают, как можно организовать товарищество собственников жилья или непосредственное управление своим домом, выбрать управляющую компанию и т. д. Мы все эти вопросы в свое издание включили.
Часто возникают и вопросы по беспокойным соседям. Что делать, если они шумят, дебоширят и т. д.? Как правильно себя защитить и при этом с соседями отношения не испортить?
Очень серьезный вопрос, который всколыхнул, наверное, всю страну и теперь требует постоянных разъяснений, — это начисления на капитальный ремонт. Хотя раньше в СМИ и давались консультации, но люди, видимо, не заостряли на них внимание до тех пор, пока не пришли квитанции на оплату в 300-600 рублей.
Мы также поднимаем в нашей брошюре вопросы о лицензировании УК, приватизации жилья. До сих пор есть люди, которым непонятно, в чем плюсы и минусы приватизации.
Оказывается, у нас в городе очень много ветеранов и участников боевых действий. И это такая категория жителей, которая тоже требует особого внимания, т. к. они порой не знают, какие у них есть права.
Не секрет, что каждый второй гражданин имеет кредит, какие-то задолженности перед микрофинансовыми организациями. Мы в своем издании даем блок разъяснений о банкротстве физических лиц. Такой закон принят, подписан президентом и вступит в силу с 1 июля 2015 года.
Отдельная брошюра будет выпущена для автолюбителей, т. к. в октябре 2014 года вышло очень много поправок, например связанных с пересдачей на водительские права и т. д.
Также при поддержке Общественной палаты Миасса и администрации города мы планируем проводить лекции и семинары. Эта большая социальная нагрузка, но, думаю, мы с ней справимся.
— Часто ли к вам обращаются люди по вопросам предоставления некачественных товаров либо услуг?
— Практически ежедневно. Проблемы возникают, начиная от покупки иголок, ниток и заканчивая приобретением дорогущего автомобиля или мебели. И мы никому не отказываем. Всегда даем бесплатную консультацию человеку, а там уж он сам выбирает, обращаться ему в суд или решать проблему мирным путем. Даже вопрос заключения мирового соглашения требует участия юристов, и здесь мы, конечно, сопровождаем своих клиентов до конца. Также активно взаимодействуем с Роспотребнадзором.
— Приходилось защищать интересы потребителей и в судах?
— Конечно! Бывают и громкие победы. Совсем недавно нам пришлось дойти и до Верховного суда РФ, чтобы отменить судебный акт, который был не в пользу потребителя.
А вообще судебные процессы со страховыми компаниями, банками, автосалонами проходят крайне тяжело, требуют очень много квалифицированного юридического труда. Но как раз после этих побед мы можем говорить, что существуем не зря.
— Есть ли у вашей организации спонсоры?
— Чисто общественную деятельность невозможно вести без поддержки каких-то коммерческих проектов. Наша организация создана при поддержке юридической компании «Гаврюшкин и партнеры».
Штат нашей организации уже сформировался. Пришли еще три юриста, которые работают в полную силу, и при необходимости мы будем штаты расширять, т. к. вопросов по защите прав потребителей еще очень много.
Общественная организация МГО по защите прав потребителей «Статский советник» расположена по адресу:
пр. Автозаводцев, 32, тел. 57-17-17; www.patent-law.ru