Чем ближе 9 Мая, тем больше звонков в редакцию: «Хочу рассказать о своем отце (дяде, дедушке, брате)». Предстоящий юбилей Победы словно прорвал обет молчания, который доселе хранили многие из нас.
Вот и Ольга Васильевна Лузина решилась рассказать нам об отце — артмастере Василии Михайловиче Куликове.
Неужели я умираю?..
Совсем немного знает о боевом прошлом отца его дочь. Не любил Василий Куликов вспоминать войну, хотя ему наверняка было что рассказать.
Рассказать о том, как в 1943 году 18-летним пареньком он попал в артиллеристы. Как во время штурма Вислы осколки разорвавшейся бомбы впились в тело молодого бойца. Падая, он успел удивиться: «Неужели я умираю?» — и потерял сознание. Санитары решили, что солдат погиб, и отправили на Урал похоронку, что, мол, 24 июня 1944-го такой-то убит и похоронен в Полесской области, севернее села Петровичи.
Мать Василия была дважды убита горем, потому что незадолго до этого получила извещение о смерти старшего сына. А через неделю после черной весточки пришло в Миасс письмо, где Василий — живой, но не совсем здоровый — сообщал родителям, что тяжело ранен и лежит в госпитале.
Родился в рубашке
О везучих людях говорят: «в рубашке родился». Так можно сказать и про Куликова.
Подлечившись, он снова идет воевать, опять получает ранение, попадает в госпиталь — и так несколько раз, вплоть до Берлина.
Но каким же живучим и упрямым оказался крепкий уральский паренек, который сражался с врагом так храбро, что получил за два года службы 17 благодарностей от командования, был награжден медалями «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За отвагу»!
О последней («За отвагу») на сайте «Подвиг народа» читаем: «При прорыве обороны противника на плацдарме западного берега реки Одер 16 апреля 45 года, при отражении контратаки противника из личного оружия тов. Куликов уничтожил трех немецких солдат. В бою показал себя мужественным и отважным воином».
Внук героя рвался служить, будучи уверенным, что кто-то должен защищать Родину.
Прав был сын
— Папа избегал разговоров о войне, — подтверждает дочь, — и не уставал повторять племянникам: «Берегите Русь!». Но я хотела бы сказать вот о чем. Сейчас мамы стараются «отмазать» сыновей от армии. Я тоже не была исключением, но мой сын рвался служить! Взяли его в десантные войска, а когда начались югославские события, отправился туда. Я умоляла его остаться в России, но сын не послушался, воевал полтора года. Вернувшись, стал водителем-дальнобойщиком (как дед!), работает на «Уралах». Оглядываясь назад, думаю: прав был мой сын! Кто-то должен Родину защищать. И где же еще юношам становиться мужчинами, как не в армии?.. Теперь вот внук подрастает, бредит десантурой. Наверное, продолжит солдатскую династию, начатую дедом Василием…