«От голода кружилась голова»
Когда началась война, мне было семь лет, и жили мы в Кокчетавской области. Отец ушел добровольцем на фронт в июле 1941 г., а в феврале 1942-го погиб. Мама заведовала начальной сельской школой, а помимо этого, проводила собрания, рассказывала о событиях на фронте.
Мы жили в одной комнате с пожилым учителем и его женой. Я завидовала им, что они ели хлеб почти весь месяц, а у нас он очень быстро заканчивался. «Хорошо им, — говорила я маме, — у них нет зубов, и они съедают хлеб не так быстро, как мы с тобой».
В те годы в школу шли с восьми лет. Я сидела у книжного шкафа, постепенно узнавала буквы и училась читать. Заметив это, старый учитель посоветовал маме отдать меня в 1-й класс. Училась я хорошо, но было холодно, а на уроках кружилась голова от голода.
Летом мама возила нас на прополку пшеницы, колючая трава ранила руки, но никто не обращал на это внимания. Осенью (или в конце лета) ходили босиком – не было обуви. Я мечтала о вязаных тапочках с резиновой подошвой, но вязать было некогда.
Запомнилось, как переживали все, когда был сдан последний город под Москвой, и как радовались все, когда наша армия начала наступать.
Вспоминается День Победы. Все радовались, и я тоже, но когда оставалась одна, то плакала, что папа не вернется.