По просьбе читателей «МР» продолжает публикацию рассказов преподавателей лицея № 6 об особенностях образования за границей. Сегодня впечатлениями от американской школы делится учитель информатики Светлана Другова.
Чтобы вас не сшибли!
— Мы побывали в центре раннего развития, где находятся дети от двух месяцев (именно в это время заканчивается декретный отпуск американских мам) и до шести лет. Все это время воспитатель (один на пятерых малышей) просто следит за ними. К школе шестилеток готовят в течение года, но, как нам пояснили, занимаются с ними только тем, чем хотят сами дети. На этом знакомство с дошкольным образованием закончилось, и нас повели в школу.
Поразило оснащение: в коридорах стоят в свободном доступе компьютеры с выходом в Интернет и принтеры. Пока мы восторгались, прозвенел звонок на перемену, и переводчик попросил отойти в сторону: «Чтобы вас не сшибли!»
Однако, к нашему удивлению, не случилось ничего особенного: детей было очень много, но вышли они спокойно, взяли в шкафчиках нужные учебники и, также не торопясь, добрались до аудитории. Кстати, шкафчики, которые мы все время видим в американских кинофильмах, — это реальность, там хранятся книги и тетрадки.
Разогревай и обедай
В одной из школ на обед отводится целый урок. В один урок кушают младшие, в другой — старшие. В той школе, где мы были (штат Пенсильвания), столовая — это обычный коридор, столы на колесиках. В другой школе столовой не было вообще, но стояли микроволновки — разогревай, что принес из дома, и обедай.
Уроки начинаются утром и заканчиваются ближе к 14 часам, основной предмет — родной язык, на него тратится половина учебного времени. У них все не так, как у нас. В классе сидят либо напротив друг друга, либо группами. Учителей несколько — основной, который ведет урок, и помощники, которые занимаются с отстающими.
С мечом в руках
Заглянули на урок литературы. Дети сидели группами и вслух по ролям читали «Ромео и Джульетту». Учитель ходила по классу с бутафорским мечом в руках (видимо, для создания необходимой исторической обстановки) и задавала детям вопросы по прочитанному. То есть здесь было сразу все: чтение, вопросы, ответы, при этом каждый работал в своем темпе.
Удивил нас кабинет истории: стены и потолок увешаны газетными вырезками, флагами разных стран. И стоят матрешки, изображающие российских лидеров: Путин, а внутри, по очереди, остальные — Ельцин, Горбачев, Брежнев…
Лишь бы было удобно
В американской школе царит демократизм. Свободная форма одежды — лишь бы было комфортно. Свободное поведение: учитель может вести урок, сидя на парте, а ребенок вправе пересесть на более удобное место и, если не понравится, вернуться обратно.
Домашнее задание ученики стараются сделать в школе — благо, компьютеры под рукой. Учебники домой не носят, они остаются в шкафчиках.
Спортзалы шикарные, с электронным табло, выдвижными трибунами, бассейнами — при этом нам подчеркнули, что это не самые лучшие, а среднего уровня школы.
Наглядности в классе — хоть отбавляй!
Гордятся квадролетом
Школьный учитель работает с утра и примерно до 16 часов. Если нет собственных уроков, он находится в аудитории и готов помочь любому ученику, если у того есть вопросы или какие-то проблемы.
В основном американ-cкие школьники занимаются проектной деятельностью, причем некоторые проекты имеют практическое значение. В одной из частных школ дети создали квадролет, предназначенный для обнаружения утечки газа, испытали его — и действительно нашли место утечки. Теперь сильно этим гордятся.
Большое впечатление оставило посещение центра профориентации — типа наших УПК, где девятиклассникам дают основы профессий медсестры, пожарного, полицейского и автомастера.
В центре профориентации старшеклассники могут выучиться на автомеханика.
Юные, но практичные
Школы располагаются за городской чертой, куда детей доставляют автобусом. Юные американцы — народ практичный, деловой. Мы были свидетелями того, как члены ученического совета (они есть в каждой школе) заявили, что хотят питаться тем, что приносят из дома. Чтобы собрать деньги на микроволновку, они быстро организовали какие-то платные мероприятия и на вырученные деньги купили то, что нужно.
Еще один любопытный факт: в Америке учитель не встречается с родителями своих учеников. Если возникает проблема (допустим, ребенок не ходит в школу), педагоги обращаются в специальные некоммерческие организации, члены которых идут в семью и узнают, что случилось.