Открытием прошлого года в сфере досуга людей с ограниченными возможностями стали танцы на колясках. «МР» уже упоминал о них, рассказывая о колясочнице-танцовщице Наталье Рогозниковой.
Но тогда мы просто назвали имя и фамилию хореографа, не побоявшегося освоить непривычный и совершенно новый для себя вид деятельности, а сегодня — знакомьтесь: Олеся Ульянова, психолог, педагог, руководитель танцевального коллектива «Отражение» при Миасском обществе инвалидов.
Все строилось на интуиции
Этот вид творчества (или спорта?) появился в Миассе благодаря Олесе Ульяновой. Неизвестно, решилась ли бы она взяться за такое нелегкое дело, если бы не просьба мамы — Татьяны Серебряковой — человека большого творческого потенциала, руководителя вокального коллектива для людей с ограниченными возможностями, организатора первого городского фестиваля «Фейерверк безграничных возможностей» — поставить танцы с обществом инвалидов (кстати, мама Олеси — тоже член этого общества).
С детства наблюдавшая мамину стойкость и ее стремление быть в гуще событий, вовлекать в активную концертную деятельность своих товарищей по недугу, Олеся недолго сомневалась в том, стоит ли пробовать приобщить к танцу колясочников. Конечно, стоит!..
Но даже ей, решительной и уверенной, было поначалу страшновато.
— Методики обучения танцам на колясках пока не существует, — поясняет Олеся, — поэтому все строилось на интуиции, догадках, озарении. К моему удивлению, занятия пошли так удачно, что за месяц нам удалось подготовить три танца: один исполняли мы с колясочником Игорем Копанцевым, второй (хореографическая сценка «На скамеечке») — женщины с ограничениями по зрению, третий («Испанский танец») был поставлен для Игоря и Натальи Рогозниковой.
Не набордвижений, а работа души
— Олеся, а в чем здесь интерес для вас как для хореографа?.. Ведь вы не можете использовать весь спектр возможностей человеческого тела…
— Танец, на самом деле, — это не набор движений, как может показаться, а работа души. Танцевать получается только тогда, когда ты переживаешь, пропускаешь через себя возникающие эмоции и не стесняешься делиться ими со зрителем.
— Как вели себя необычные ученики на первых занятиях?
— Сначала немного опасались: что с нами делают?.. А когда впервые выступили перед залом на фестивале, услышали овации в свой адрес, стали просить продолжить занятия. В конце концов это вылилось в создание танцевального коллектива «Отражение».
— Как попали на международный конкурс?
— Прошлым летом поставили с Наташей номер о борьбе Добра и Зла. Председатель общества инвалидов Андрей Николаевич Котов предложил послать заявку на международный конкурс творчества инвалидов. Мы прошли заочный конкурс и получили приглашение прибыть на гала-концерт в Москву. Там было замечательно, причем самое лучшее из того, что я увидела, — это участники: люди с ограниченными возможностями, такие счастливые, с сияющими глазами. Побольше бы подобных мероприятий, потому что в повседневной жизни инвалидам приходится тяжело — кто взглядом, а кто и словом обидит.
Танец рождается сам
— Что-то полезное для себя привезли из Москвы?
— Для нас провели серию мастер-классов хореографы разных стран, имеющие большой опыт работы с особыми людьми в Норвегии, Италии, Германии. И был еще педагог из Узбекистана, руководитель знаменитого театра танца. Как раз им-то мы и проиграли. Журналисты интересовались, как давно мы занимаемся, и, узнав, что всего полгода, удивлялись: «Как? Полгода — и уже такой высокий уровень?».
— А и правда, Олеся, как это вышло? Помогли просмотры Интернета?
— Честно говоря, не смотрю видеозаписи, чтобы не зацикливаться на чужих идеях. У меня танец рождается сам собой.
Мы все можем!
— Что представляет собой «Отражение»?
— Коллектив наш небольшой: шесть человек из общества слепых и четыре колясочника. Отношусь к ним, как к равным, никаких поблажек не делаю. А они молодцы, помощи не просят. Наоборот, говорят: «Мы все можем!». Занимаемся два раза в неделю: на сцене ЦД «Строитель» и в тренажерном зале ВОИ, где даем нагрузку неработающим частям тела.
— То есть проблем у коллектива или его руководителя нет?
— Есть одна загвоздка. На конкурсах, подобных тому, который мы посетили в Москве и где заняли второе место, приветствуется объединение в одном выступлении здоровых людей и тех, у кого есть проблемы в этом плане. У нас катастрофически не хватает молодых мужчин и девушек, партнеров, которые могли бы нам помочь в реализации некоторых хореографических номеров.
Половина успеха — в костюмах
— Олеся, сама-то давно танцуешь?
— Начала заниматься танцами с пяти лет под руководством бабушки, мастера спорта по художественной гимнастике. В 13 лет уехала в Красноярск, училась в хореографическом училище. Поступила в Красноярский государственный педагогический университет им. Астафьева, параллельно поступила в Кемеровскую государственную академию культуры и искусств, выступала с коллективом им. Годенко «Танцы Сибири». После рождения ребенка сама не танцевала, работала с детьми. И только когда организовался коллектив «Отражение», вновь вышла на сцену с его участниками.
— Коллектив молодой, а побед достаточно много: в Златоусте, Челябинске, Москве — удивительно!
— Стараемся! Нас хвалят за растущее мастерство, но мы пока проигрываем в сценических костюмах: они создают до 50 процентов успеха. Пусть ты гений хорео-графии, но если не одет должным образом, то извините… Также стоит острая проблема в приобретении специальных спортивных, танцевальных колясок, так как обычная инвалидная коляска не позволяет (не дает возможности) выполнять танцевальные элементы.
— Что для тебя важно в «Отражении»?
— Нравится, что могу в чем-то таким людям помогать, радость им приносить. Вижу, как они хотят, как стараются, и мне тоже хочется творить для них.
Поможем?..
Люди с ограниченными возможностями, как и те, кто отдает им свою душу, невероятно скромны. Приходится порой прилагать немало усилий, чтобы заставить их признаться, в чем они испытывают нужду.
Из беседы с Олесей стало ясно, что «Отражению» нужна помощь в трех позициях: сценические костюмы, танцевальные коляски и партнеры — мужчины и девушки. Надеемся, что в Миассе найдутся волонтеры, которые один-два раза в неделю не сочтут за труд помочь хореографу и особым танцорам в постановке танцевальных номеров.
Обращаемся также к предпринимателям с просьбой найти и выделить танцевальному коллективу средства на пошив сценических костюмов и приобретение танцевальных колясок. Не забывайте, господа, что ваши имена могут в скором времени зазвучать на престижных международных конкурсах!
Первыми пожертвовали деньги на костюмы для Натальи Рогозниковой и ее партнеров директор магазина «Savage» Татьяна Шустова и ОАО «ЭнСер» (ГК «ЕвроСибЭнерго»).
Эти деньги находятся в редакции и будут переданы адресату, как только хореограф определится с эскизами костюмов для нового танца. Но Наташа танцует не одна, а в паре, и поэтому надо постараться экипировать сразу обоих партнеров.