Губернатор области провел масштабное совещание, на котором рассматривалась сложившаяся на продовольственном рынке ситуация, а также конкретные механизмы сдерживания цен на основные виды продуктов питания. В обсуждении приняли участие руководители крупнейших торговых сетей.
Стоит напомнить, что в конце 2014 года Борис Дубровский поручил региональному Минсельхозу заняться продвижением товаров местного производства в крупных торговых сетях. Тогда же и прозвучало решение о проведении масштабного совещания, на котором можно было бы узнать из «первых уст» причины, которые не позволяют южноуральским продуктам занять на магазинных прилавках первое место.
Для обсуждения этой проблемы в резиденцию главы Челябинской области были приглашены сетевики, которые работают на территории нашего региона: Х5 Retail Group, ООО «Молл», «Седьмой континент» (гипермаркет «Наш»), «Проспект», «Ашан», ТС «Союз», «Метро Кэш энд Керри», «Магнит», «Дикси» и т. д. По большому счету, встреча носила вводный характер и стала своеобразным стартом будущей работы. По словам Бориса Дубровского, в среднем на все виды продукции цены поднялись на 30%, что в полтора раза выше зафиксированной инфляции. По его мнению, большую часть расходов жителей Южного Урала составляют продукты питания, а значит, проблема роста цен имеет ярко выраженный не только социальный, но и политический характер.
Борис Дубровский отметил, что из-за ослабления рубля некоторые товары выгоднее отправлять на экспорт за валюту, чем продавать в регионе за рубли. Невозможно указывать производителям, где и кому реализовывать их товар, но ведь можно создать необходимые условия, чтобы продукция оставалась в области, а цены на нее были вполне разумными. В этом вопросе важна политика ценообразования: она должна быть по максимуму прозрачной и гибкой.
По мнению главы региона, роль «первой скрипки» здесь достается крупным торговым сетям. В связи с этим вполне объяснимо стремление властей вести диалог в рамках соглашений, первое из которых заключили еще в 2014 году с компанией Х5 Retail Group.
Борис Дубровский уверен, что еще одним из значимых вопросов являются взаимоотношения между продавцами и поставщиками. Ведь цена вхождения в торговую сеть довольно часто оказывается слишком высокой для местных производителей. В такой экономической ситуации следует более детально пересмотреть размер выплат. Это позволило бы не только большинству местных производителей дойти до покупателей торговых сетей, но и сдержало бы рост цен.
Одной из причин трудностей «вхождения» является несоответствие стандартам, а именно упаковки, оформления и маркировки, транспортировки товара и т. д. Здесь необходимо разработать более четкие стандарты, обходя стороной придуманные барьеры.
Одна из основных задач, над которой предстоит поработать всем, – это не только продвижение уже известных местных брендов, но и раскручивание новых. Регион готов оказать производителям всю необходимую для этого помощь: проведение ярмарок и выставок товаров, организацию их презентации на отраслевых форумах.
В ходе обсуждений сетевики также высказали и свое мнение касательно сложившейся ситуации. Все они рассказали, что не только не повышают свою наценку на товары, которые поставляют, но порой и наоборот снижают ее, чтобы не отпугнуть покупателей. Кстати, в большинстве магазинов товары Южного Урала присутствуют, а в некоторых сегментах и вовсе занимают более 90% от представленного ассортимента. Кроме того, все сетевики, присутствующие на совещании, заявили о готовности к расширению дальнейшего сотрудничества.
Борис Дубровский поручил к следующему совещанию, которые теперь планируются проводиться ежемесячно, подготовить свои предложения по решению всех обговоренных вопросов.