Публикация «Финская грамота» («МР» № 149 от 25 декабря) вызвала интерес у читателей «МР», попросивших рассказать заодно и об особенностях образования и в других, помимо Финляндии, странах, которые посетили педагоги лицея № 6. Сегодня своими впечатлениями от Франции делится учитель начальных классов Светлана ОКУНЕВА.
Спи, сколько хочешь!
— Наша группа состояла в основном из учителей Челябинской области, которые, конечно же, надеялись попасть в школу. Однако принимающая сторона решила иначе и ознакомила коллег из России с приютом для несовершеннолетних мам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и дошкольным образованием. Мы увидели столько интересного, что сразу забыли про несбывшиеся надежды.
Муниципальный детский сад удивил тем, что там не принято переобуваться. Дети весь день (три часа до обеда и три часа после) проводят в обуви, в которой пришли из дома.
Пребывание в детсаду бесплатное, а вот за питание, видимо, родители деньги отдают. Или не отдают, но забирают ребенка домой, кормят и приводят обратно.
Сончаса как такового нет. Есть время с 14 до 17 часов, в течение которого ребенок может пойти и поспать, если захочет. Просыпаются тоже когда захотят — будить никто не будет, никакого принуждения.
Картонные коробки в спортзале помогают развитию ассоциативного мышления.
Не игра, а обучение
Поразило, что в детском саду нет НИ ОДНОЙ игрушки. Зато были детские мойка, газовая плита и наборы посуды. На наших глазах мальчик, получив задание от воспитателя, подошел к плите и стал что-то делать — по сути, ролевая игра, призванная дать малышам практические навыки.
Мы спросили, почему нет игрушек, и услышали в ответ: «У нас не игра, а обучение!». И действительно, с 2,5 месяцев и до трех лет за малышами просто присматривают, а с трех до шести — готовят к школе. Французы признают, что в какой-то мере лишают детей детства, но так у них принято.
Мы побывали на занятии, которое шло полтора часа, и были поражены: ни одной ссоры или драки. Дети, спокойные, доброжелательные, слушали воспитателя и делали то, что она просила.
Тьютер — значит помощник
Нам показали экспериментальную, тьютерскую (иными словами — разновозрастную) группу, где старшие помогают младшим. Дети распределились на более маленькие группы по возрастам, и каждая занялась своим делом. Шестилеткам раздали игральные карты, они уселись попарно и стали выкладывать по одной. Тот, у кого карта была старше, забирал себе обе (свою и напарника).
Дети помладше рисовали на листе ватмана (там вообще принято рисовать ТОЛЬКО на больших листах), но не кисточками, а кубиками, губкой, пальцем…
Третья группа раскладывала по яичным ячейкам, разрезанным пополам и раскрашенным в разные цвета, фигурки медвежат.
Игрушек в детсаду нет, но есть детская мойка, чтобы малыши получали практические навыки.
Вместо игрушек — коробки
На физкультурное занятие дети перешли в другое здание, и хотя было прохладно, они накинули на плечи только пальто. Любопытный момент: один из мальчиков взял за руку нашу молоденькую коллегу и повел, а на наш вопрос ответил через переводчика: «Очень скользко, надо помочь!». И точно так же проводил девушку на обратном пути. Мы не совсем поняли, была ли это просто воспитанность или приобретенная привычка помогать.
Вошли в спортивный зал — и подумали, что ошиблись дверью. Да, там были шведские стенки, маты, кольца, но на полу лежали… большие картонные коробки от бытовой техники. Для чего? «Для развития ассоциативного мышления, — объяснили нам. — Дети играют, представляя, что они или в ракете, или в машине, или в домике…»
Трое детей — один воспитатель
Совсем иная картина в частном детском саду. Здание, похожее на ракету, с круглыми окнами-иллюминаторами на разной высоте.
Мебель модульная, светлая, со скругленными углами. Горшков в туалете нет — даже самые маленькие пользуются унитазом. На трех детей — один воспитатель.
Прекрасные игрушки, плюс у каждого ребенка в шкафчике лежит своя, любимая, чтобы не скучалось по дому. Много книг.
Есть комната релакса, куда может прийти гипер-активный ребенок, лечь на диван, послушать музыку, полюбоваться звездным небом-подсветкой. Небольшой бассейн, где спокойно плещутся самые маленькие.
Доска для развития мелкой моторики.
Кто, если не я?
Жаль, конечно, что не увидели школу, но кое-что интересное о ней узнали. Например, в отличие от нас, там нет постоянных классов. Каждый год классы расформировывают, и дети уже в новом составе переходят к новому же учителю. Вопрос — зачем? Чтобы общались с широким кругом разных людей, учились быть толерантными.
Познакомили нас с будущими воспитателями, среди которых был один юноша. Спросили, что его сподвигло выбрать именно эту сферу деятельности, и услышали серьезный ответ: «Хочу, чтобы французские дети выросли достойными гражданами своей страны. А кто это сделает, если не я?»