Поездка в Финляндию, Германию, Францию и США (тема ее официально звучала как «Распространение модели государственно-общественного управления образованием») проходила в рамках федеральной целевой программы развития образования, стажировочной площадкой которой в нашем городе как раз и является лицей.
О том, как учат и учатся в Финляндии, рассказала корреспонденту «МР» преподаватель русского языка и литературы Аниса Ахметшина.
В режиме «ноу-стресс»
— Хотелось попасть именно в Финляндию, потому что система образования там особенная, уникальная и по качественным показателям стоит на первых позициях в мировом рейтинге. Такие результаты достигаются с помощью родителей, которых приучают к ответственности за ребенка, когда тот еще ходит в детский сад. Вместе с воспитателем родители составляют индивидуальный план развития собственных детей.
Что удивило? В Финляндии качество преподавания везде одинаково высокое, и незачем устраивать ребенка в какую-то особую элитную школу. Учитель — очень уважаемый и авторитетный человек, которому полностью доверяют и ученики, и родители, и администрация. Единственный документ, которым он руководствуется в работе, — учебный план. Зная, какие качества следует воспитать и какие знания надо дать ребенку в итоге, педагог ведет уроки так, как, по его мнению, будет лучше для ученика.
Главный принцип финской школы — «ноу-стресс» для ребенка и «ноу-стресс» для учителя. Вот почему педагога не донимают проверками и бесконечными отчетами, а дети свободно и без всякого напряжения растут и развиваются в атмосфере познания.
Джинсы
и связка ключей
Начальная школа там длится до шестого класса, средняя — до 9-го, а вообще принято 12-летнее обучение.
В начальной школе не ставят отметок, не ругают и не наказывают («ноу-стресс» — помните?), а усвоение материала проверяют с помощью тестов.
На одном классе в начальном звене вместе с учителем работает целая команда специалистов: два помощника, психолог и социальный педагог, задача которых — вовремя заметить проблемы ребенка и оказать ему поддержку, подтянуть до нужного уровня.
Когда нас привезли в начальную школу, сразу бросилось в глаза, что у педагогов и учеников простая, удобная одежда — джинсы, свитерок и… связка ключей на шее учителя. Дети оставляли куртки и обувь около кабинета, по классу ходили в носках.
У самых младших в дальней части комнаты прямо на полу лежали подушки, где ребенок мог отдохнуть. Рядом с доской — кресло-качалка, сидя в котором учитель читал детям сказки.
Понравились парты: на каждой — имя ребенка, а если открыть крышку, то увидишь внутри вместительный ящичек для учебников и школьных принадлежностей.
Привлек внимание кусочек мела, выдвигающийся из футляра, как стержень из ручки, и не пачкающий руки.
Научи каждого?
Приятно удивили звонки — благозвучные, ненавязчивые, а также перемены: каждая, а не только большая, длится 15 минут, и дети на это время выбегают во двор, катаются с горок, играют в мяч.
У финнов нет никаких экзаменов, кроме одного — в выпускном, 12-м классе. Домашние задания минимальные, выполнение их занимает от 15 минут до часа в день.
Поразило, что класс на уроке делится на несколько групп в зависимости от способностей детей, и каждая (со своим учителем) преследует разные цели: кому-то надо просто усвоить или закрепить текущую тему, а кто-то уже в силах решать более сложные задачи. Группы очень мобильны, и те, кто делают успехи, могут перейти в более продвинутую.
Этот педагогический прием слегка напомнил нам советскую систему обучения, где тоже когда-то был девиз «Научи каждого!». Тогда считалось, что не стоит делать ставку на одаренных детей: таланты сами пробьются, гораздо важнее дотянуть всех до единого уровня знаний.
Не надо сравнивать
Образование полностью финансируется государством: все — от канцтоваров и учебников до общественного транспорта, которым ребенок добирается до школы и обратно, — оплачивается из бюджета страны, и в том числе питание, организованное по принципу шведского стола.
Завороженные увиденным, мы допытывались у хозяев: «Почему домашнее задание минимальное, оценок и экзаменов нет, уроков немного, неделя пятидневная, а результаты такие высокие?».
И нам с улыбкой отвечали: «Может, секрет в том, что мы используем рабочее время более рационально?..». А вообще финны постоянно подчеркивали: «Не надо сравнивать, у кого лучше или хуже. Просто у нас — по-другому».
Но мы все равно невольно сравнивали все, что видели, со своей страной. У нас, допустим, важно, какой ты предмет преподаешь. А они, финны, не преподают — они УЧАТ УЧИТЬСЯ.
И факультет у них называется не математический или филологический, а просто — педагогический. Поступить туда сложно — конкурс огромный. В 2014 году, например, около 2,5 тысячи человек подали заявление на эту специальность, а приняли всего 80, но самых достойных.
И даже собаки не лают!
Сама Финляндия тоже понравилась. Да, финны слегка замкнутые, но улыбчивые и толерантные. Любят тишину, и оттого на улицах Хельсинки, на наш взгляд, непривычно тихо. Трамвай — длинный, из нескольких вагончиков — движется почти беззвучно. Метро не гремит. Машины не гудят.
И даже собаки не лают! Мы спросили, почему, и нам объяснили: «Чтобы не было жалоб от соседей, собакам надевают специальные ошейники. Как только четвероногий друг начинает лаять, то получает слабый удар током. Условный рефлекс вырабатывается быстро».
Мы купили билет за 8 евро и целые сутки ездили по нему на всех видах транспорта. И никто ни разу не потребовал предъявить этот билет! Что бы сделал россиянин в этом случае? Подумал бы: «Зачем я вообще этот билет покупал?». У финнов такие мысли не возникают — все на доверии. Такой вот у них менталитет.
Когда-то Пушкин писал про «приют убогого чухонца», а сегодня нам есть чему у них поучиться…