Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры и прославляют создателей славянской письменности — святых Кирилла и Мефодия. В преддверии этой даты мы встретились с заведующим кафедрой филологии Миасского филиала ЧелГУ Станиславом Шакировым (на фото), чтобы узнать, каковы, на его взгляд, отношение к языку и литературе в современном обществе, а также грамотность горожан.
Станислав Маэлсович, много ли на сегодняшний день в Миасском филиале ЧелГУ студентов- филологов?
— Около ста студентов получают знания на факультете филологии по двум направлениям — лингвистика и отечественная филология. В новый учебный план, наряду с польским языком, мы планируем включить изучение украинского языка. Но только для тех, у кого есть желание. Навязывать не будем.
— Все же в нынешнее время студенты не так часто стремятся освоить гуманитарные науки, профессии.
— Да, действительно, есть такая тенденция. В нынешнее, скажем прямо, непростое для гуманитарного образования время необходимо сохранить направления, связанные с языком и литературой, то есть тот фундамент, на котором строится не только культура, но и, в общем-то, могущество государства. Потому что то великое наследие, которое нам досталось от советского и более раннего времени, создано и людьми, которые любили русскую культуру, литературу.
— Вы сказали, что необходимо сохранить фундамент. Как это сделать?
— Есть хороший учитель, который любит стихи, любит книги — будут у него и хорошие ученики. Быть культурным — это не значит быть гуманитарием или технарем. Это должно быть внутри у каждого. Я думаю, у многих были такие учителя в жизни, которые приохотили их к чтению книг.
— По вашим наблюдениям, много ли сейчас читают?
— Сейчас читают много, но читают не книги. Общаются в социальных сетях, читают какие-то журналы в Интернете. Чтение книг уже становится экзотическим занятием. Книжные полки отсутствуют даже в образцах интерьера, которые печатают рекламные журналы. Есть места для техники, для удобной мебели, но нет книжных полок. Это вот такой печальный признак современности.
— Невозможно же заставить людей читать?
— Конечно, нет. Но если с детства будут читать Пушкина, Драгунского, потом прочитают «Войну и мир», несомненно, люди будут добрее. Книги меняют людей. Книга — это отражение автора и того, что он пережил. Главное — чтобы вот эта ниточка не порвалась. Достаточно одного поколения, которое не читает книги, и мы перестанем быть великой нацией.
— Культура и грамотность — это разные понятия?
— Да, это разные понятия. Культура служит для того, чтобы объяснять что такое добро. Грамотность — это отсутствие нарушений языковых норм речи. Кстати, в этом году впервые в Миассе наш филиал проводил тотальный диктант.
— И каковы его результаты?
— Пришло больше ста участников разного возраста, было занято пять аудиторий. На удивление, все написали достаточно грамотно. Вообще хорошо, что придумали такие акции. Если не ошибаюсь, впервые тотальный диктант прошел в Новосибирском педагогическом университете, они и являются инициаторами акции. В Новосибирске он проходит уже в 11 раз, а в Миассе — первый.
Мы не ожидали такого большого количества участников, и это даже сравнимо с каким-то патриотическим подъемом. Причем те, кто закончил писать, сразу подходили и спрашивали, когда будет тотальный диктант по математике. Видимо, наш народ готов к любым тотальным действиям.
«МР» поинтересовался у жителей Миасса, как часто они читают и чему отдают предпочтение — книгам, журналам, Интернету? Ответы горожан в большинстве своем нас порадовали.
Кристина ПОТЫСЬЕВА, 14 лет:
— Читать я люблю. Стараюсь делать это каждый вечер перед сном — успокаивает как-то, да и быстрее засыпаешь потом. Последняя книга, которую я прочла, «Секретные дневники Улисса Мура».
Книги мне покупают родители, или я беру их в библиотеке. Тем более, что есть книги, которые хочется перечитывать, и их нужно иметь всегда под рукой, а есть такие, ну разовые что ли. Электронные не люблю. Во-первых, компьютер надоедает, а во-вторых, в книге и иллюстрации, и запах особый, и восприятие совсем другое. Последние недели учебы я больше готовлюсь к экзаменам, читаю учебники в основном. Жду лета: наберу книг и буду читать взахлеб.
Людмила ПРИТУЛЬЧИК, 63 года:
— Я отношусь, наверное, к малому числу людей в современном мире, которые читают книги в том виде, в котором они существовали последние столетия. Я люблю посещать книжные магазины, ходить мимо полок и выбирать себе книгу — ту самую, которая нужна мне именно в этот момент. В силу своего возраста полюбила исторические романы и повести. Современная литература, конечно, тоже хороша, но я недавно покупала книгу Шиловой, мне не понравился роман. Не мое — для молодежи самое то. Электронные книги не люблю и не читаю. На мой взгляд, они скрывают некоторые аспекты настоящих книг: невозможно ощутить и увидеть обложку в реальности, полистать странички, сделать закладки или даже поставить на полку, чтобы видеть их и перечитывать.
Юрий КЛЫШНИКОВ, 50 лет:
— Литературу, которую я читаю, можно назвать специфической. Я люблю читать книги по философии. Некоторые книги перечитываю по несколько раз, и с каждым разом мое мировоззрение становится многограннее. Автором книги, которую я сейчас читаю, является Томас Манн, немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа.
В моей личной библиотеке более 50 книг. Электронные книги не признаю — в них нет души.
Владимир ЗУБАРЕВ, 77 лет:
— К сожалению, в библиотеку сейчас не хожу. В молодости, помню, много читал, да и время тогда было другое — все тянулись к культуре и просвещению. За свою жизнь я накопил немало книг, у меня целая библиотека. Когда есть время, беру с полки книжку и читаю.
Анна ОСИНЦЕВА, 27 лет:
— Читаю много и, сколько себя помню, так было всегда. В последние годы нахожу в чтении еще и профессиональный интерес — я преподаю вокал. Все, что связано с детьми, приходится брать на заметку: детская психология, общение и т. д. Газеты теперь читаю только в электронной версии — там можно сразу и комментарий оставить, и узнать мнение других читателей. А вот журналы листаю лишь при посещении парикмахерских — в качестве легкого чтива.
Из последних сильно впечатливших произведений, пожалуй, отмечу «Мастера и Маргариту» Булгакова. Люблю бумажные книги — я их называю настоящими. Электронные книги удобны, но впечатление от них не то. Прогресс делает нашу жизнь удобнее, но чтение настоящей книги — это, можно сказать, ритуал, особое действо, как, например, чайная церемония или медитация.
Ирина ТРУНИЛОВА, 14 лет:
— В последнее время читаю в основном то, что задают в школе. Вот, например, начала читать «Войну и мир» Л. Н. Толстого. Если честно, я не очень люблю читать книги. Больше нравится чтение журналов на электронных носителях, или, попросту говоря, в Интернете, в социальных сетях.
Насочиняли…
В школьные годы каждый из нас писал сочинения, и все, конечно, помнят, как это было тяжело и мучительно. Смешные, оригинальные, но несуразные мысли рождали на свет потрясающие шедевры юмористического жанра…
«Володя бежал, весело перебирая двумя ногами».
«Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью».
«Глухонемой Герасим не любил сплетен и говорил только правду».
«Печорин похитил Бэлу в порыве чувств и хотел через ее любовь приблизиться к народу. Но ему это не удалось. Не удаюсь ему это и с Максимом Максимычем».
«Базаров умер молодым человеком, и сбыча его мечт не произошла».
«По дороге в Богучарово Андрей Болконский, как старый дуб, расцвел и зазеленел».
«Язык у Базарова был тупой, но потом заострился в спорах».
«Когда я прочитал роман Горького «Мать», то сам захотел стать матерью».
«Старый князь Болконский не хотел свадьбы сына с Наташей Ростовой и дал ему год условно».
«Немцев оказалось 16, но маленький отряд не растерялся — погибли все».
«После замужества Штольц унижал девушку, соревнуясь с ней в уме».
«А. С. Грибоедов написал «Горе от ума», потому что много учился».
«В горницу вошел негр, румяный с мороза».
«Нос Гоголя наполнен глубочайшим содержанием».
«Бывает так, что человек и порядочный, и скромный, а вот не умеет этого показать».
«Обломов оставил девушку в интересном положении, я так никогда не поступлю…».
«Аня, сидя на стуле, спала и мимоходом ела булку».
«Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль».
«Болконский после измены Наташе Ростовой долго не мог оправиться. Он оправился только после того, как подъехал к дубу».
«В Горячем Логе Давыдов быстро разобрался в окружающей обстановке — везде царила монархия».
«В музее природы есть рысь, олень, бобер и другие товарищи».
«В лесу было тихо, но за углом выли волки».
«Ольга Ильинская не смогла поднять Обломова с дивана: ей, не знавшей, что такое физический труд, это оказалось не под силу».