В редакции газеты состоялась прямая линия с директором Миасского межрайонного филиала № 6 ЧОФОМС Валентиной КАРПОВОЙ. Она ответила на вопросы о правах застрахованных граждан в системе медстрахования, смене медполисов и другие. Наиболее актуальные вопросы и ответы предлагаем сегодня вашему вниманию.
Медицинские полисы: менять или не менять? С. КОСТИКОВА:
— Если мой сын не поменяет в этом году полис, т. к. находится в длительной командировке за границей, сможет ли он в следующем году пользоваться услугами медучреждений по старому полису? И когда такие граждане по закону еще могут поменять документ?
— Пока не обозначена дата, до которой действуют старые медицинские полисы. Важно, чтобы полис был выдан действующей страховой компанией. Когда ваш сын вернется из командировки, он сможет заменить полис либо в своей, либо в другой страховой компании. Выбор страховой компании можно осуществить один раз в году. В настоящее время со старым полисом можно обратиться в любое лечебное учреждение РФ, которое входит в систему ОМС (обязательного медицинского страхования), и получить бесплатно медуслугу, если она есть в перечне программы госгарантий.
Татьяна:
— Сколько компаний в нашем городе меняют страховые полисы? Кому лучше отдать предпочтение?
— В Челябинской области аккредитовано шесть страховых медицинских организаций. В нашем городе имеют свои представительства и пункты выдачи полисов четыре организации. Это ООО «СМК «Астра-Металл» (тел. 57-34-52), ООО «АльфаСтрахование-МС», (ул. 8 Марта, 150), ООО «СК Ингосстрах М» (тел. 57-19-86) и ООО «СМК «Аск-Мед» (тел. 55-67-67).
По Закону «О медицинском страховании в РФ» страховую компанию каждый гражданин выбирает самостоятельно. Чтобы определиться, можно зайти на сайт федерального фонда ОМС, там есть рейтинг всех страховых организаций. Положение в рейтинге определяют и работа экспертов страховых компаний, и длительность пребывания на страховом рынке, и количество застрахованных клиентов, и другие показатели. Заходите и выбирайте!
Ю. МОРОЗОВА:
— Может ли представитель страховой компании прийти на предприятие, чтобы переоформить страховые полисы всех сотрудников? И каким образом это сделать?
— Сегодня руководство предприятий согласно закону не обязано обеспечивать страховыми медицинскими полисами своих работников, оно не имеет права определять выбор страховой медицинской организации. Если кто-то не может получить полис самостоятельно, можно написать доверенность на другого человека, с тем чтобы он оформил вам страховой полис. Занимается ли страховая компания оформлением полисов по доверенностям на своих сотрудников и как это делается, следует выяснять у конкретных страховщиков.
Е. СМИРНОВА:
— Почему медицинские полисы нового образца такие большие и непрактичные? Говорили, что введут электронные полисы. Может, и не надо менять бумажные, дождаться электронных?
— Форма полисов единого образца разрабатывалась централизованно, поэтому здесь трудно что-либо комментировать. Скажу в защиту нового медполиса: в нем отсутствуют сведения о месте работы, прописке и т. д., то есть при смене прописки, места работы не надо тут же менять полис, как это было раньше. Информация на нем защищена голограммами, он имеет сквозную нумерацию в соответствии с единой базой всех застрахованных в РФ, что позволяет гарантированно получать по этому полису бесплатную медпомощь на любой территории РФ в рамках территориальных программ госгарантий.
Что же касается электронного варианта, то он разрабатывается и появится самостоятельно после проведения повсеместной информатизации здравоохранения. Пока в электронном виде он может рассматриваться как приложение к бумажному. В Челябинской области внедряется электронная единая социальная карта, в которую по желанию застрахованного будет включен и номер страхового медицинского полиса.
Внимательно изучайте законы
М. СКОРНЯГИН:
— Назовите, пожалуйста, основные права, которые есть у пациента, имеющего медицинский полис.
— Права очень широкие. Причем можно говорить как о правах застрахованного в ОМС, так и о правах пациента. Все эти права оговорены в двух Законах: «Об обязательном медстраховании» и «Об охране здоровья в РФ», которые каждому следует внимательно изучить.
Самое главное право, которое является одной из форм социальной защиты, — получение бесплатной медпомощи в лечебных учреждениях на территории РФ, входящих в систему ОМС, согласно перечню, который представлен в территориальной программе госгарантий. Кроме того, каждый застрахованный гражданин имеет право на выбор страховой медорганизации, участкового врача, лечебного учреждения, к которому можно приписаться и получать основные виды медицинских услуг, на достоверную информацию о состоянии своего здоровья. Гражданин имеет право на защиту персональных данных, которые используются в системе ОМС, на возмещение ущерба, если таковой докажут эксперты, получение консультаций врачей-специалистов, облегчение боли и т. д.
А в Законе «Об охране здоровья в РФ», кроме прав пациента, прописаны и его обязанности. К ним относятся: забота о своем здоровье, своевременное прохождение медосмотров и обследований, профилактика заболеваний, соблюдение режима лечения.
СИДОРОВ:
— Что является нарушениями в работе медперсонала госучреждения, как их зафиксировать (если, к примеру, карточка в стационаре находится у врача), как действовать больному в случае выявления нарушений?
— Очевидно, речь идет о нарушении ваших прав либо об оплате медицинских услуг. Конечно, лучший вариант, если требование или предложение о платной услуге будет внесено в карточку на приеме или в истории болезни при нахождении в стационаре. В любом случае у вас есть право обратиться к компетентным лицам для устранения своих сомнений. Важно помнить: если вам под разными благовидными предлогами предлагают оплатить лечение, сделать платно операцию и т. д., прежде чем дать согласие и подписать какие-либо документы, необходимо обратиться в свою страховую компанию, либо в ФОМС на горячую линию, либо в наш филиал, для того чтобы узнать, проводится или нет это лечение бесплатно, и только после этого принимать решение: оплачивать или нет. Законодательно уже прописан порядок получения платных услуг. Больной платит, например, за улучшенные бытовые условия пребывания в стационаре, анонимное лечение или косметические процедуры, или когда используются медикаменты сверх бесплатного стандарта. Оплата производится, когда пациент обращается в больницу не в связи со страховым случаем (заболел), а в связи с желанием проверить свое состояние здоровья. Во всех остальных случаях государство гарантирует ему бесплатное лечение.
На выявленные нарушения необходимо жаловаться, прежде всего, руководителю медицинского учреждения, в управление здравоохранения города, в свою страховую медицинскую организацию, в наш филиал, на горячую линию Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования.
Лечение — на бесплатной основе
Г. ХОМЧЕНКОВА:
— Некоторые частные клиники Миасса сейчас оказывают бесплатную медицинскую помощь в рамках ОМС. Нельзя ли назвать конкретно, какие это фирмы и какие бесплатные услуги у них можно получить?
— Ни одна частная клиника Миасса пока не входит в систему ОМС. А оказывать бесплатно услуги может только та страховая компания, которая вошла в перечень участвующих в исполнении территориальной программы госгарантий. Связано это, очевидно, с тем, что частные клиники нашего города не согласны с существующими правилами по оказанию таких услуг в рамках ОМС и с теми тарифами, которые существуют.
В то же время федеральный закон по медстрахованию не запрещает вхождение медицинских организаций любых форм собственности для участия в системе ОМС. Из частных медучреждений в Миассе в системе ОМС работают только филиалы челябинских клиник «ЭФ ЭМ СИ» и «Лотос». О перечне бесплатных медицинских услуг, оказываемых этими филиалами, следует узнавать в регистратурах филиалов.
КОРЮКОВА:
— Врач-кардиолог назначила развернутую коагулограмму. Хотелось бы узнать, действительно ли этот анализ платный?
— Лечение выполняется на основе стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания при различных заболеваниях, в которых расписан объем требуемых обследований. Ими руководствуется лечащий врач. Если указанный вами анализ входит в стандарт лечения конкретного заболевания, он должен проводиться бесплатно. Информацию о возможности получения медицинской помощи на бесплатной основе также можно получить от страховой медицинской организации, в которой вы застрахованы (номер телефона и адрес указаны на полисе ОМС или на официальном сайте ЧОФОМС в разделе «Справочная информация»).
Н. АЛЯКИН:
— Я застрахован в компании «Альфа-страхование МС», нуждаюсь в эндопротезировании. Платная операция стоит 90 тысяч рублей. Для меня это запредельная цена. Моя страховая организация может помочь мне в возмещении стоимости операции?
— Ваша операция относится к высокотехнологичной помощи, которая оказывается бесплатно. В Челябинской области порядок финансового обеспечения оказания высокотехнологичной помощи гражданам РФ утвержден постановлением правительства области от 28.03.2012 года № 78-П. Вам необходимо обратиться к лечащему врачу, он поможет оформить документы для получения квоты на бесплатную операцию. Если с оформлением возникнут проблемы, обращайтесь в управление здравоохранения, к нам в ФОМС
Важные телефоны
Телефон горячей линии по проблемам здравоохранения Миасского городского округа — 55-15-35, с 8:00 до 18:00, кроме субботы и воскресенья.
Телефон Миасского межрайонного филиала № 6 ЧОФОМС — 55-19-65,
Горячая линия Челябинского областного фонда обязательного медицинского страхования по правам застрахованных граждан — 8-800-300-1-003.