• Миасс
  • О газете
  • О сайте
  • Контакты
  • Рекламодателям
  • Подписка
Вторник, 16 декабря 2025 г.
  • Вход
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий

Публикации о катастрофе военного времени затронули души многих горожан

Миасский Рабочий
Среда, 06 февраля 2013 г.
в рубрике Новости, События

Тема железнодорожной  катастрофы 1944 года  («МР» № 2 от 10.01.2013  и № 8 от 24.01.2013)  продолжает волновать  горожан. Кто-то узнает о том,  что мы разыскиваем фамилии  погибших, из газеты  «Миасский рабочий»,  кто-то — от соседей, друзей  и родственников,  но одно несомненно — публикации затронули души  и сердца многих.  Подтверждение этому —  непрекращающиеся звонки в редакцию.  Сегодня мы знакомим читателей  с очередными  трагическими историями  из жизни миасцев  военного времени.

smertДата аварии установлена!

Долгое время мы не могли установить точную дату аварии, так как очевидцы называли разные месяцы и числа. После того, как Борис Степанов в своем письме назвал 18 ноября, сославшись на кинофильм «Зоя», мы позвонили в краеведческий музей и попросили найти афишу кинотеатра «Энергия» в газете «Миасский рабочий» за 18.11.1944 года. Афиша нашлась в газете от 19 ноября. Таким образом, месяц (ноябрь) подтвердился. Но как быть с числом? 18-е или 19-е? Или какое-то еще, неизвестное, потому что фильм «Зоя» демонстрировался, конечно же, не один и не два дня… По счастью, во время краеведческой экспедиции на улицу 30 лет ВЛКСМ (когда-то по ней ходил мотовоз), предпринятой поисковиками школы № 11 (на снимке), мы встретились с Людмилой Захаровой, у которой в аварии 1944 года погиб дядя Анатолий Ваньков. Людмила Николаевна показала нам свидетельство о смерти дяди, где была четко указана дата гибели — 16 ноября 1944 года. Теперь мы точно знаем число, когда произошло крушение.

rukТамара Николаевна Рыкова:                                                                                                                                                             rukova                                                                                                                                                                 

Убили нашего Сашку!..

— Училась в ремесленном на наладчика. Неделю учились, неделю работали. Нам давали паек в училище. Как сейчас помню: иду с куском хлеба по заводу, а навстречу пленных немцев под конвоем в столовую ведут. Вдруг один немец из колонны выскочил и вырвал из моих рук хлеб. Охрана растерялась, а я глазами захлопала, заревела и пошла. Пришла домой зареванная, маме рассказываю, а она мне: «Ладно, они небось тоже голодные…»

На другой день после аварии пришли в училище, а кто-то говорит: «Ох, и авария вчера была! Мотовоз с паровозом столкнулись, столько людей погибло!» И что-то мне так страшно сделалось… «Ой, девчонки, побегу я домой!» А у меня брат не пришел вчера с работы, Саша Якушев, на два года старше меня был. Пришла домой, мама открывает дверь, я ей: «Мам, Сашки нет? Авария была на мотовозе, убитых много!» А отцу уже на работе сказали, он оттуда сразу в больницу. Вернулся, ничего не говорит, только плачет: «Все, убили нашего Сашку!» В первом вагоне брат ехал, ему голову расплющило. Работал в коробке скоростей на станке. Как хоронили Сашу? Поехали и забрали его из больницы. Хоронили в семейную могилку. Моя дочь Людмила в 1976 году видела на общей могиле деревянную пирамидку, были столбики и цепи, а сам памятник — обшарпанный, неухоженный, заросший травой…

Софья Михайловна Воробьева:

Аж ноги вылезли из ботинок!..

— В марте 1943 года меня прямо из 7 класса забрали в ремесленное. Детей у мамы было шестеро своих да трое племянников, осиротевших после смерти маминой сестры. Училась в училище № 26, практику проходила в инструментальном цехе, туда же и работать пришла. Ехала в этом самом мотовозе, но, помнится, не успела добежать до первого вагона, запрыгнула в последний. После аварии мы ринулись в сторону дома, и, как сейчас вижу, перед нами с неба до земли будто бы опустились три огненных столба. Мы ахнули: «Батюшки!..» В первом вагоне, в тамбуре, стоял парень из нашего цеха. Когда услышал гудки, спустился на подножку, увидел, что навстречу поезд идет, и на полном ходу спрыгнул. Аж ноги вылезли из ботинок! Перекувыркнулся в воздухе, ушибся сильно, но остался жив. Помню, Гена Барон с травмированными ногами в больнице лежал, у Клавы Поповой что-то с руками произошло. А Петя Белков, наш инструментальщик, так и остался инвалидом на всю жизнь: нога у него пострадала. С нашего отделения погиб один электрик. Родители забрали его тело и хоронили сами. Завод давал гроб, одежду, обивку. Играла музыка у церкви, когда хоронили в общую могилу.

motovozБорис Ильич Дорофеев:                                                                                                                                                                        moto

Родился в рубашке

— На завод я поступил 28 марта 1942 года. Помог устроиться эвакуированный механик по оборудованию, которого поселили в дом бабушки, звали его Николай Васильевич Юркин. «Можешь работать электриком, слесарем или токарем, — так он мне сказал. — Токарь — хорошая работа, но все время у станка. Слесарь — грязная работа. А электрик — хорошая, но опасная работа». Говорю: «Буду электриком!» И меня взяли в цех коробки скоростей. Станки часто выходили из строя, и в день аварии тоже сломался вал. Мне сказали: «Пока не сделаешь, домой не пойдешь!» Вот я и не успел на мотовоз. Дали мне два талона в столовую «с мясом» и один «без мяса», я наелся и лег спать на верстаке. Батареи горячие — одному боку горячо, другой мерзнет. Утром приехал домой, а там бабушка и мать ревут. Узнали, что была авария и что все погибли. Меня увидели — обрадовались, давай обнимать. Я, можно сказать, родился в рубашке. А вот друзьям моим не повезло. Саша Якушев, Виктор Степанов, Свинин (кажется, Юрой звали) погибли. Мы с ними всегда вместе ездили. Заберемся, бывало, на верхнюю полку и песни поем. Хоть и голодные, а шустрые, веселые были. Свинин слова песен толком не знал, поет-поет одну песню, вдруг начнет другую. Громкий был у него голос, все смеялись. Не попал я на похороны друзей. Просился у мастера, а тот не пустил: «Некому работать!»

Анна Фадеевна Чащина:

Погиб с гудком в руке

— В начале войны я делала гребешки из коровьих рогов — был раньше такой цех на мясокомбинате. 2 марта 1942 года меня, 17-летнюю, перевели на завод, в цех мотор-2, и научили работать на кулачковом валике. В день аварии ехала я в третьем вагоне. Ушиблась до синяков, но все равно пошли с подружками пешком до старого города и, не заходя домой, прямо в измазанных фуфайках отправились смотреть кино. Помню помощника машиниста: красивый парень был, все время подавал гудки. Так с гудком в руке и погиб, приплюснуло его в кабине. На другой день, несмотря на шишки и синяки, вышли на работу. Мастер Слепов подбадривал: «Ну, девчонки, давайте работать, надо план выполнять!» Тогда строго было с прогулами. Мы как-то с подружками надумали сделать себе выходной и не вышли на работу. Так нас потом судили и заставили в течение шести месяцев выплачивать заводу по 25 процентов от зарплаты. …Ходили слухи, что это была диверсия, вредительство, что специально так сделали — пустили сразу и товарняк, и мотовоз. А как на самом деле, не знаю… Помню, на могиле стоял памятник — красного цвета, деревянный, со звездочкой, а вокруг цепи — толстые, черные.

от редакции

Мы продолжаем поиски имен и фамилий людей, погибших в аварии 1944 года. Просим всех, кто что-либо знает об этом событии, позвонить в редакцию по телефону 57-26-55. Напоминаем: результатами акции «Именем жизни» должны стать определение точного места братской могилы и установка памятника, на котором будут указаны фамилии погибших.


Похожие темы

С 78-й годовщиной основания АО «ГРЦ Макеева» поздравляет Максим Голунов

16.12.2025
Потепление наступает в Челябинской области

Потепление наступает в Челябинской области

16.12.2025
Подписаться
авторизуйтесь
Уведомить о
guest
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Погода

Погода в Миассе
Погода
Погода в Миассе на 2 недели

Новости на других сайтах

Новости СМИ2

Сетевое издание «Миасский рабочий.RU»

Свид-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 61785 от 07.05.2015 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредители:

Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»;

Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния».

Главный редактор: Исаева В.А.

Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.miasskiy.ru обязательна (в интернете — гиперссылка).

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Тел. редакции +7 (3513) 57-23-55

Email: mr@miasskiy.ru

 

Политика конфиденциальности

  • Новости
  • Наши проекты
  • Официально
  • АРХИВ
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025

Добро пожаловать!

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль?

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите свое имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти
No Result
View All Result
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт!
    • Тонус
    • Мы вместе!
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+

© 2012 — 2025. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2025

wpDiscuz
0
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
| Ответить