Копна темно-рыжих кудряшек, лукавые раскосые глаза, открытая улыбка… и стоящие у стенки костыли.
Судьба отвесила Алисе Саковой полную чашу страданий, болезней, боли и в то же время сделала бесценный подарок — послала маму с сильным характером и большим сердцем.
Только благодаря ее, маминой, стойкости, терпению и любви Алиса сегодня жива, весела и счастлива ровно настолько, насколько может чувствовать себя счастливой девушка с диагнозом ДЦП.
Помоги тому, кому плохо
Малышка родилась пухленькой, темноглазой, улыбчивой. Только улыбалась она, как оказалось, напрасно. Родная мама, уже имевшая двух сыновей-дошколят, тайком сбежала из роддома. Перед вмиг осиротевшей лялькой открывался только один путь — в областной дом ребенка. И быть девчушке государственным, а значит, ничьим и никому не нужным ребенком, если бы не удивительный случай…
Примерно в это же время молодая женщина по имени Галина, находившаяся в глубокой депрессии из-за ссоры с мужем-гулякой, мучительно думала, чем себя занять, чтобы облегчить страдания измученного сердца. Душа ныла, не в силах простить предательство близкого человека, и не было средства ей помочь. Включив местное радио, Галина вдруг услышала фразу: «Если вам плохо, помогите тому, кому сейчас хуже, чем вам…» Слова эти крепко засели в памяти.
Назавтра, собираясь на работу, она опять включила радио. Шла передача о брошенных детях. «Вот что мне нужно!» — осенило Галину. Не мешкая, отправилась в Красный Крест и попросила разрешения помогать в детской больнице.
Теперь каждый день, отработав смену на заводе, она ехала в машгородок, наскоро перекусывала в кулинарии и бежала к отказничкам: кормила, играла, переодевала. Как-то, подойдя к кроватке, где лежал крепыш-грудничок, ловко развернула мокрые пеленки — и обмерла: вместо мальчика там лежала девочка двух недель от роду!.. Позже добровольной няньке объяснили, что малыша усыновили, а оставленную мамашей девчушку только что привезли из детской реанимации. Мальчик, девочка — какая разница? Новенькая тоже стала одной из подопечных Галины.
А однажды женщина обнаружила палату отказников… пустой. Всех малышей перевезли в областной дом ребенка. Пустота, неожиданно образовавшаяся в жизни, была настолько угнетающей, что она срочно оформила отпуск и стала на утренней электричке ездить к своим питомцам в Челябинск. А потом приняла решение, такое же смелое и нестандартное, какими были все ее поступки, — усыновить сироту. Выбор остановила на брошенной малышке.
Энцефалопатия?.. Справимся!
Однако разрешение на удочерение ей не дали: «На девочку нет отказа: мать не можем дома застать!» Галина была не из тех, кто отступает перед трудностями. Подкараулила беглянку, поговорила с ней по душам и упросила-таки отказаться от малышки: «Она тебе все равно не нужна, пожалей девчонку, поставь подпись — и живи спокойно!»
Все было готово для того, чтобы две страдающие души наконец-то соединились, так нет же! «Девочка удочерению не подлежит, — заявил юрист, — у нее тяжелое заболевание». Глянула Галина в медицинскую карточку — энцефалопатия. Слово непонятное, звучит страшновато, но ребенок-то вот он, ручками-ножками дрыгает, радуется, пузыри пускает. Взяла будущая мама кодекс и нашла напечатанное мелким шрифтом примечание: если женщина и ребенок привязались друг к другу, то усыновление возможно. Против кодекса никто не посмел возразить, а потому документы были в скором времени оформлены и трехмесячная Алиса обрела семью — маму, бабушку и дедушку.
У вашего ребенка ДЦП…
Не все друзья Галины смогли понять и принять необдуманный, с их точки зрения, поступок и со временем исчезли из ее жизни. А она и не жалеет об этом. Не зря говорят, что друзья познаются в беде. Исчезли — значит, грош цена таким товарищам. Зато остались другие, верность и надежность которых проверена временем.
Казалось, не было семьи счастливее, чем ее. Дедушка кормил Алису с ложечки, сам открывая рот вместе с ней. Бабушка, активная по натуре, с удовольствием гуляла с внучкой. Живущий в соседнем подъезде невропатолог на каждом осмотре уверяла, что развивается Алиса нормально, в пределах нормы. Мама слегка волновалась, наблюдая, как в положенные природой сроки дочка не села, не поползла, но все-таки верила врачу.
И вдруг как гром средь ясного неба: у годовалой Алисы случились судороги. Ее увезли в больницу, а там опытный доктор в ответ на вопросы Галины задумчиво сказала: «А что же вы, мамаша, хотите? У вашего ребенка ДЦП…»
— Это был удар такой силы, что будь я послабее, не сумела бы его выдержать, — Галина вытирает набежавшие слезы, уходит на кухню и, немного успокоившись, через некоторое время снова возвращается. — Но я была чересчур самоуверенная. Как это так? Я — и не подниму больного ребенка? Быть не может! Не знала тогда, что меня ждет впереди…
Не опуская рук
А ждали Галину не только бессонные ночи, наполненные страхами, тревогами, болью сердечной, но и постоянные поиски выхода из безвыходной ситуации. Вот тут-то и пригодилась поддержка настоящих друзей. Семьи Потехиных и Бузыкиных помогали Галине, чем могли — возили девочку в санаторий, делали тренажеры и просто подбадривали добрым словом, когда накатывало отчаяние.
Она никогда не опускала рук, всегда боролась до конца. После Челябинска повезла Алису в Москву лечиться по методу доктора Скворцова. Да не один раз возила, а несколько. Деньги на поездку и на лечение чуть ли не на коленях вымаливала в кооперативах, которые в 90-х годах росли как грибы после дождя. До сих пор Галина хранит в душе благодарность руководителю фирмы «Делсот» Леониду Звездину и председателю профкома завода «Миассэлектроаппарат» Лидии Лучевниковой.
Потом поехала в Тулу к доктору медицинских наук, профессору Валерию Ульзибату и лечила дочку там. Но Галина не была бы Галиной, если бы, заботясь об Алисе, позабыла о других детях, страдающих тем же заболеванием. Она сумела договориться с московскими и тульскими медиками о лечении 30 миасских ребятишек на базе детской больницы. Организовать прием ребятни помогли Галине руководитель организации «Особый ребенок» Татьяна Дернова и главврач Елена Кухарева.
— А кто им еще поможет? — вопрошает женщина. — Обычно родители, у которых случается такое же несчастье, считают себя виноватыми, прячутся в свою беду, как в скорлупку, не зная, куда пойти, где искать помощи и понимания. Я общалась с такими мамами — у них одинаково забитый, затравленный взгляд…
Захочет — добьется
В пять лет мама поставила Алису на костыли и гуляла с ней по городу — пусть привыкает к своему положению, ей жить! Тайны из удочерения не делала, следуя рекомендациям доктора Спока. И, как потом оказалось, поступила правильно. Когда Алисе было лет 11, досужая соседка (из тех «добреньких», которым до всего есть дело) умильно-слащаво спросила ее: «Девочка, а ты знаешь, что тебя удочерили?»
— Если бы Алиса была не в курсе своего появления в семье, не знаю, чем бы закончилось общение с соседкой, — в сердцах говорит Галина. — У дочки характер и так-то не из легких — обидчивая, упрямая. Но это же упрямство и помогает добиться цели, если она, конечно, поставит ее перед собой. Три года назад привела Алису в тренажерный зал общества инвалидов, и оказалось, что у нее, по словам руководителя общества и отличного спортсмена Андрея Котова, уникальные природные данные для занятий пауэрлифтингом. Спустя три месяца Алиса легко победила на областных соревнованиях.
Беспокоясь о будущем подрастающей дочери (Алисе 22 года), мама попыталась в качестве эксперимента дать ей возможность пожить отдельно. Увы, эксперимент не удался, а потому они так и живут втроем — Галина, ее мама-пенсионерка и Алиса. Чем занят день девушки?
— Встаю в семь утра, — отвечает Алиса. — Умываюсь, завтракаю, смотрю кино про Мухтара. Вышиваю бисером, шью подушки, собираю рисунки из пайеток. Гуляю на улице. Вязать крючком не получается, и швейную машину освоить не могу — нет координации движений. Книги люблю читать. В Интернете с друзьями общаюсь. Хожу в тренажерку, в бассейн. Кстати, в бассейн я попала случайно: просто встретила на улице тренера литейного производства автозавода Юрия Мальцева, и он сделал мне, незнакомой девчонке, бесплатный абонемент.
— А чего хотелось бы?
— Работы хоть какой-то, но не на дому. Важно, чтобы она научилась ладить с людьми, — отвечает за Алису мама. — И еще реального, а не виртуального общения со сверстниками.
Поможем?
Алисе Саковой нужна многофункциональная беговая дорожка: у девушки несомненные способности к спорту, но чтобы развить координацию движений, она должна заниматься не только в тренажерном зале, но и дома. Если у вас, дорогие читатели, есть желание и возможность помочь Алисе, сделайте это. Вы можете позвонить по телефону 57-30-70 и сообщить нам о своем намерении. Ждем вашего звонка. И так же ждет его Алиса. Кроме вас, помочь ей некому.
Дорогою добра
— Руководитель фирмы «1001 размер» Федор Лобакин полностью взял на себя решение всех вопросов по приобретению тренажера для Тани Рыковой («МР» № 102 от 30.08.2012 г.). Тренажер пришлось специально заказывать на заводе. К Новому году наша Таня, надеемся, получит долгожданный подарок.
— С просьбой об установке пандуса в подъезде дома, где живет Настя Барышникова («МР» № 131 от 25.10.2012 г.), депутат избирательного округа № 16 Григорий Тонких обратился в ЖКХ «Коммунальщик», силами сотрудников которого все работы были проведены. Сейчас обговаривается возможность установки пандуса в доме, где живет Александр Попов («МР» № 46 от 28.04.2012 г.).