Внешняя политика для большинства представляется исключительно уделом дипломатов и экспертов. Это чувство оправдано, пока войны и кризисы где-то далеко. Но в условиях стремительно глобализирующегося мира это представление устарело. Сегодня любое событие регионального масштаба может быстро выйти за обозначенные рамки и стать общемировой проблемой. О том, как сделать эту тенденцию управляемой и максимально безопасной, рассуждает в своей статье «Россия и меняющийся мир» Владимир Путин.
Россия — часть большого мира
Национал-патриоты и коммунисты любят ностальгически посетовать на «геополитические утраты». Дескать, считались же в мире с русскими императорами и советскими генсеками. А сейчас Россия едва ли не «Гватемала с ракетами». При этом умалчивается, что трехсотлетняя Российская империя распалась при последнем из Романовых, а Советский Союз — при коммунисте «с человеческим лицом» Горбачеве. Зато звучат совсем уж нелепые предложения, вроде «обрубить все газопоставки», и тогда-де своенравная Европа через две недели встанет на колени.
Владимиру Путину подобная риторика явно чужда. «Мы не можем и не хотим изолироваться, — пишет он. — Мы рассчитываем, что наша открытость принесет гражданам России рост благосостояния и культуры и укрепит доверие, которое все больше становится дефицитным ресурсом».
Нет произволу на международной арене
Позиция Путина в разрешении международных и локальных конфликтов однозначна: все должно совершаться с санкции международного сообщества. «Важно, чтобы ООН и ее Совет Безопасности могли эффективно противостоять диктату со стороны ряда стран и произволу на международной арене. Никто не вправе присваивать себе прерогативы и полномочия ООН, особенно в том, что касается применения силы в отношении суверенных государств».
Такая позиция вряд ли приведет в восторг лидеров мировых держав, которые, словно в эпоху колониального мира, отправляют в южные страны карательные экспедиции.
Здоровая альтернатива
Политике «коалиционной дубины» Путин противопоставляет отработанные десятилетиями механизмы. Любые силовые и экономические санкции могут приниматься исключительно в рамках ООН. С безусловным соблюдением права вето постоянных членов Совета Безопасности. Премьер-министр напоминает, что «право вето не каприз, а неотъемлемая часть мироустройства, закрепленная в Уставе ООН, кстати, по настоянию США… Решения, против которых возражает хотя бы один постоянный член Совбеза ООН, не могут быть состоятельными и эффективными».
И еще один важный аспект, о котором нельзя не сказать. Ни для кого не секрет, что США активно финансирует так называемые неправительственные организации, через которые пытается воздействовать на внутреннюю политику стран-конкурентов. Для России это неприемлемо: «Мы считаем, что влияние на внутреннюю политику и на общественное настроение в других странах должно вестись исключительно открыто, тогда игроки будут максимально ответственно относиться к своим действиям».
Приоритеты и авторитеты
В своей статье Владимир Путин не только констатирует факты, но и прогнозирует ситуацию. Очевидны новые жертвы мировой закулисы — Сирия, Иран, КНДР. Вопрос лишь во времени. Россия однозначно против, чтобы вблизи ее границ возникали крупные вооруженные конфликты, и сделает все, чтобы их предотвратить.
По-прежнему важным партнером для России остается Китай. Прежде всего, в экономической сфере. Путин приводит хороший образ: нужно поймать «китайский ветер» в «паруса» нашей экономики. При этом, в общем-то, не забывая, что китайское население на том берегу Амура минимум в 20 раз превышает число россиян, живущих в Приамурье…
Отношения с Европой также должны строиться на принципах равноправия и взаимной выгоды. В этой связи Путин предлагает западноевропейским коллегам совместно «поработать в пользу создания гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока». Ведущая роль на Западе признается за Германией и Францией. Но при этом Путин не забывает сказать об ущемлении прав российских инвесторов в этих странах, когда это реально происходит.
И еще один интересный посыл путинской статьи: «Россия — молодая демократия. И мы зачастую проявляем излишнюю скромность, щадим самолюбие наших опытных партнеров. А ведь нам есть что сказать: с точки зрения соблюдения прав человека и уважения основных свобод никто не совершенен». Неплохой совет западным демократиям — почаще смотреться в зеркало…