Автор рассказал о своих произведениях, повадках птиц и забавных случаях из собственной жизни.
Интересная встреча с челябинским писателем, фотографом, общественным деятелем, орнитологом Владимиром Садыриным прошла в Центральной городской библиотеке имени Ю. Н. Либединского. Автор представил на суд миасцев две свои новые книги: «Крылатые загадки Сатки. Определитель птиц Саткинского района» и «Потомственный шмат».

Владимира Садырина многие знают как бывшего главу Сатки и руководителя областного министерства образования. Но не всем известно, что его хобби – фотография и писательство. Владимир Витальевич – автор 18 книг.
«Крылатые загадки Сатки» – издание уникальное. По словам писателя, он собирал материал 30 лет, а некоторым фотографиям – 37 лет. В книге представлено подробное описание 192 видов птиц, обитающих в Челябинской области.
– Мне очень нравится фраза Тургенева в одном из его дневников: «Современный русский интеллигентный помещик обязан знать 200 видов трав и узнавать по голосу 200 видов птиц», – рассказывает автор. – Птицы – это особый мир. Даже их видовое название о многом говорит: голубая сорока, белая цапля, розовая чайка, черный лебедь, бурая пеночка, золотистая щурка.
По словам Владимира Садырина, люди привыкли очеловечивать птиц. Часто в обиходе используются выражения «орлиный взгляд», «соловьиная песня», «воробьиный шаг», «лебединая верность». А как иначе? Голуби воркуют, сороки трещат, тетерев пыхтит и бормочет, синицы тенькают, журавли курлычут, глухари скиркают, ласточки щебечут, филин ухает, а иволга по-кошачьи кричит. Ее, кстати, часто зовут лесная кошка. Так птичка сообщает об опасности.
– Вы знаете, что в нашу область зимой прилетает миллион зябликов? – продолжает Владимир Витальевич. – А мухоловка-пеструшка в Челябинске выстилает свои гнезда фантиками из-под конфет. Только подумайте! Столько фантиков дворники собрать не могут. У птиц строгая иерархия. У снегирей полный матриархат. Я наблюдал такую картину. Самец прилетел, на рябине нашел большую, красивую ягоду и уже рот открывает. Летит самка, и он тут же оставляет ягоду.
Вторая книга, «Потомственный шмат», которую автор презентовал в библиотеке, посвящена жителю поселка Рудничного Григорию Климанову. В ней подробно рассказано о месте, где Владимир Садырин когда-то начинал свою трудовую деятельность учителем географии.

В этом произведении множество редких шматовских словечек и поговорок Григория Климанова. Например, оглоед – это нахлебник, алайка – татарка или башкирка, елоха – ольха, лыва – большая лужа. Книга написана живым языком и включает в себя короткие повествования.
На встрече Владимир Садырин рассказал еще об одной своей работе – «Вятский, хватский и бакальский…». Она вышла к 60-летнему юбилею автора в 2013 году.
– Вятский – это мой дед, хватский – мой отец, а бакальский – это я, – поясняет Владимир Витальевич. – Тогда родился такой жанр – байки от Садырина. Я решил вспомнить все самые смешные случаи из своей жизни. Расскажу вам один из них.
Родина моего деда – деревня Гуси Шабалинского района Кировской области. Она перестала существовать в эпоху Хрущёва. В ней никогда не было электричества. Жил в Гусях двухметровый мужик и звали его Сила. Работал коновозчиком. Возил грузы 35 км до железнодорожной станции. Когда лошадь вставала, он распрягал телегу, сам вытаскивал ее на бугорок, запрягал кобылу и ехал дальше. В лавке этой деревни всегда были керосин и продукты. Когда Сила начинал плясать во время гуляний, он подходил к супруге, протягивал руку. Жена садилась на его ладонь, и вот так, на вытянутой руке держа ненаглядную, вприсядку он танцевал барыню.

Свою творческую встречу Владимир Витальевич завершил стихотворением Константина Скворцова «Родина». Сегодня еще три новых книги Садырина находятся на этапе издания. Автор также обещал их представить миасским читателям.
Владимир Мухин
Фото Анны Коваль







