Удивительное чувство возникает, когда листаешь подшивку газеты, выходившей более века назад. Оживают люди, которые ее издавали, держали в руках, ждали очередного номера, огорчались и радовались далеким событиям. Оригинальные экземпляры «Казака» хранятся в Санкт-Петербурге, в Российской национальной библиотеке. В Миасском краеведческом музее есть репринтное издание, которое может увидеть и почитать каждый посетитель.
Высокая миссия
Газета «Казак» выпускалась с 1910 по 1913 год. Время было непростое: самодержавие уже пошатнулось и искало поддержку в казачестве, представители которого всегда были верноподданными царя и Отечества. В первом номере от 1 декабря 1910 года провозглашена миссия нового издания: «Укреплять казачество, развивать его умственно, воспитывая нравственно, ведя по пути культурного труда и гражданства, на основах права, веры православной, сохраняя традиции и дух казачества».
Высокая цель звучала и в девизе редакции: «Правда, любовь к ближнему, к своей Родине». Газета позиционировалась как политико-общественно-литературная, бытовая и экономическая, беспартийная. С 26-го номера добавились определения «независимая, внепартийная». Особо подчеркивалось, что издание «чуждо племенной, сословной и классовой розни».
Столичный уровень
Изначально газета создавалась для освещения нужд и интересов казаков. Однако Миасский завод никогда казачьей станицей не был — у его истоков стояли золотопромышленники и горные инженеры. Поэтому постепенно тематика материалов стала расширяться. На четырех страницах газеты редактор-издатель Павел Захаров стремился отражать все стороны жизни.
— По содержанию «Казак» не уступал газетам, выходившим в Петербурге и Москве, — рассказывает главный научный сотрудник Миасского краеведческого музея Дарья Баннова. — На первой полосе печаталась информация о мировых событиях — особенно часто встречаются заметки о положении дел в Китае. Затем размещались правительственные объявления, российские новости — у редактора был свой корреспондент в Государственной Думе. Далее шли сообщения о жизни губернии и новости Миасского завода.
Павел Захаров искренне желал, чтобы поселение развивалось, и не боялся говорить о проблемах. Грязь и зловоние на улицах, отсутствие удобств цивилизации, нехватка учителей и докторов — все это открыто освещалось в статьях и заметках.
Летопись времени
Именно так можно назвать газету «Казак» сегодня. По словам Дарьи Банновой, издание позволяет представить жизнь в Миасском заводе не по официальным документам, а такой, какой она была, приблизиться к ней.
Один из 14 отделов газеты так и называется — «Местная жизнь». В нем писали, например, о результатах испытания паровой машины, решениях сельского схода, подключении электричества у мельника Дунаева. Или об освящении «грандиозного здания» — магазина Бакакина: «На торжество были приглашены вся местная знать, купечество, чиновничество, представители духовного и учебного мира, и от сельского населения. <…> Здание освящали местные протоиереи Александр Малышев и Иоанн Аманацкий, играл духовой оркестр, сам хозяин открывал магазин, угощали шампанским и благородными напитками».
В разделе «Хроника», можно прочитать о кражах, поджогах, нападениях, здесь же сообщали о пропажах и находках. Печатал «Казак» и полезную информацию: расписание поездов Самаро-Златоустовской железной дороги, цены на хлеб и масло.
Разумеется, не обходилось без рекламы и объявлений. Речь начала прошлого века завораживает: «Даю уроки французского и немецкого языка. Теория и практика. И изящных дамских рукоделий. Личные переговоры ежедневно от 5 до 6 часов дня в квартире податного инспектора по Береговой улице в доме Кислякова».

Судьба редактора
Павел Денисович Захаров, судя по его детищу, был яркой личностью. Филолог Татьяна Барышникова, в прошлом сотрудник Миасского краеведческого музея, посвятила газете «Казак» ряд научных работ. Исследователь называет Захарова «одним из пионеров провинциальной печати, журналистом-просветителем, которые прокладывали дорогу свободному слову».
В декабре 1911 года редактора избили в квартире, где он жил, — сделали это сам домовладелец Иванов с женой и работниками. И об этом Захаров не побоялся написать в своем издании.
Павел Денисович был очень внимателен к читателям. Объявления принимал у себя на дому, на страницах газеты лично отвечал на письма. А учитывая низкую грамотность миасцев, даже призывал их «заявлять о своих нуждах, не стесняясь содержанием или безграмотностью своих писем».
В феврале-марте 1912 года три номера «Казака» были напечатаны в Челябинске, следующий вышел снова в Миассе, но уже в сентябре. Во время этого перерыва Захаров выпускал в уездном городе другую газету — «Приуральское слово». Ряд острых материалов привели к травле редактора, штрафам и шести судебным делам. Итогом стали два месяца тюрьмы по обвинению в клевете. После этого газета «Казак» больше не выпускалась.
В «Письме местному обществу», опубликованном в одном из последних номеров, звучат надежда на процветание Миасса и призыв к единению: «Миасский завод уже походит на средний уездный город по торговле и кустарной промышленности. Зато нет уличного освещения, нет народного дома, библиотеки, телефона, мало школ… <…> При единодушном стремлении населения устроить все это возможно. Нужно помнить, что в единении сила, залог прогресса, процветания Миасса в культурных и других отношениях. Господа интеллигенты, купечество и обыватели! Бросьте сословную отчужденность, распри и недоумения ради общей пользы, общего блага, которым вы и ваши потомки будут пользоваться».
Цена печатного слова
Один экземпляр издания стоил 5 копеек, годовая подписка — 5 рублей. По тем временам сумма была солидной — за 3 рубля можно было купить жеребенка,
за 7 — рабочую лошадь.
1 декабря исполнилось 115 лет газете «Казак» 1 декабря исполнилось 115 лет газете «Казак»
Иллюстрации предоставлены Миасским краеведческим музеем





