Главный тренер «Торпедо» Владимир Фёдоров — об итогах сезона, о выводах после первого захода в «Золото», о том, как снова «прыгнули выше головы» и что нужно сделать, чтобы в команду пришли местные ребята.
Наш традиционный разговор с бессменным наставником «Торпедо» мы начали без особых предисловий. «Миасский рабочий» старался подробно освещать каждую игру нашей команды, и чаще всего наши оценки совпадали с выводами главного тренера. Мы, как и все миасские болельщики, весной переживали, получится ли у Федорова в очередной раз выстроить игру наполовину обновленной команды, чтобы сохранить прописку в «Серебре», а теперь думаем, каково придется в «Золоте».
Как такое возможно?
— Владимир Борисович, команда успешно завершила сезон и вышла в «Золото». Задачу можно считать выполненной?
— Наверное, даже перевыполненной. Для нас это большое событие. Хочется поблагодарить тех людей, которые помогли команде занять достойное место в турнирной таблице. Прежде всего это губернатор Челябинской области. Алексей Леонидович Текслер — тот человек, который внимательно следит за нами. Хотя есть и «Трактор», и ФК «Челябинск», выступающие на более высоком уровне, тем не менее он всегда участвует в жизни нашего клуба. Еще один человек, который много делает для «Торпедо», — это вице-губернатор Станислав Иванович Мошаров, наш куратор. Он погружен во все наши проблемы. У игроков нашей команды на футболках написано «Урал» . Автомобильный завод — наш генеральный спонсор, а генеральный директор Павел Александрович Яковлев — наш самый главный болельщик, всегда присутствует на матчах и поддерживает команду. Наш генеральный директор Оксана Владимировна Чистякова = это человек максимально преданный клубу, она день и ночь с нами, решает необычайно сложные проблемы. Конечно, стоит отметить и административный, медицинский, тренерский штаб, и главных героев —футболистов, без которых мы бы не добились этого успеха.
— Когда в КФК еще были, мысли не проскакивали, что «Торпедо» когда-нибудь войдет в число 50 лучших команд страны?
— Честно — нет. Даже не задумывались об этом, работали на решение текущих задач. Может быть, только мечтали где-то в глубине души… Так получилось, что мы каждые четыре года шагали вверх — сначала четыре года играли на область, потом на КФК, и вот сейчас уже четыре года в профессиональной лиге. Куда дальше расти? Сейчас мы, наверное, на пике своего развития.
— Наверняка в том же Краснодаре или во Владивостоке «Торпедо» ставят в упрек своим клубам и тренерам? Денег там неизмеримо больше, условия ни в какое сравнение с нашими не идут.
— Да, знаю, что нас иногда ставят в пример. Когда с тренерами пересекаемся, они интересуются, как такое возможно? Все понимают, что не деньги играют в футбол, но футболисты, которые эти деньги получают. В итоге привлекаешь тех футболистов, которые соглашаются на ту или иную зарплату, и потом уже из них сколачиваешь команду. Конечно, в Миассе никогда не будет таких суперусловий как во Владивостоке или Краснодаре — эти клубы были лидерами по бюджету в этом году. Но мы всегда добивались результатов другими методами. Самое важное — сплотить команду, затем, исходя из уровня футболистов, понять, какой стиль игры им прививать, но главное — чтобы футболисты поняли это и поддержали.
К сожалению, этого понимания не произошло в «Золоте» весной — некоторые были не согласны с решениями тренера. Каких-то открытых противостояний не было, но я видел, что в душе не все принимали тактику, стратегию, поэтому и результат вышел плохим. Летом коллектив сложился более молодой, удалось залезть ребятам в головы и донести, что именно так мы и должны играть, именно так будем добиваться результатов. И мы прогрессировали по ходу чемпионата, улучшали качество игры. Менялись и позиции у футболистов. Например, Амелин всегда был опорником, но я его на правого защитника перевел, Хлынов пришел как нападающий, а сейчас в опорной зоне играет. Жаль, что сезон закончился, думаю, мы бы еще лучше играли. Для развития команды не хватило этого месяца, и для болельщиков это плохо, не хватило как минимум четырех матчей – точно.
Каждая игра — битва
— Кстати, нет разговоров о том, зачем вообще это «золото-серебро»? Не проще сделать одну вторую лигу, где будут играть 18-20 команд?
— Понятно, что бедных от богатых отделили. С каждым годом турнир все интереснее становится, нет проходных матчей, но нет и развития футбола, точнее — развития футболистов. Вот, например, «Краснодар-2» был, который развивал футболистов. Тренер давал молодым игрокам задание, они выполняли, у них не получалось, тренер говорил: «Ничего страшного, 8-10 раз сделаешь, начнет получаться, и ты будешь прогрессировать». Но за это время команда не набирает очков и вылетает. Поэтому я, когда приходят футболисты, сразу говорю: вы лично развиваться не будете, все идет на результат команды. Мы должны выполнить задачу, если не справляешься — на лавочку. Справляйся, тренируйся усердно, выполняй задания тренера. Поэтому каждая игра во второй лиге — это сеча, бойня, битва! Финансы крутятся большие, особенно если «Золото» брать, то все хотят в Первую лигу, поэтому никто не будет давать времени молодому футболисту развиваться. Игрок или устраивает, или нет. С другой стороны, раз никто преференций футболисту не делает, это мотивирует его следить за собой, четко выполнять указания тренера — так или иначе в команде он развивается. Поэтому сложно сказать однозначно, как лучше — 18 команд или две по десять. Есть и преимущества, и недостатки. Главное, что от лиги Б отделили. Потому что в этой буферной зоне оказались достаточно квалифицированные футболисты, которые до Первой лиги не дотягивают, а «Бронзу» уже переросли.
— В средней полосе или на юге, где академия на академии, укомплектовать команду, даже с таким бюджетом как у «Торпедо», гораздо проще, чем на Урале. Но в то же время мы видим успехи миасского «Торпедо»…
— Нам сложно игроков приглашать. Владивостоку, например, тоже сложно, но у них есть приятный бонус — футболисты едут туда за хорошую зарплату. Мы заплатить не можем, поэтому берем тех ребят, которые никуда не пристроились.
Костяк — это фундамент команды
— Так вот и получается, что те, кто нигде не пристроился, приходят в «Торпедо», отыгрывают сезон, после чего уже неплохо пристраиваются в клубы с более высокими бюджетами. Но по прошествии сезона добрая половина из них улетает вниз вместе со своими новыми состоятельными клубами. Из тех ребят, которые вот так из «Торпедо» уходили, кто-то наверх поднимался потом?
— У нас только Влад Шпитальный в «Соколе» играет. Больше никто выше не поднимался.
— Нередко новички, которые хорошо себя показывают в сезоне, уходят на более высокие зарплаты в клубы того же самого «Серебра», Второй лиги Б… И тут палка о двух концах: идти сразу туда, где платят больше, или еще сезон отыграть в «Торпедо», показать себя, после чего уже больше заработать в другом клубе. Тот же Самуэль, к примеру, сейчас вместе с Муромом вылетает в «Бронзу». А остался бы у нас, играл бы в «Золоте». Какая психология у молодых, не привлекает их возможность заявить о себе?
— Вы абсолютно правы, я немного дополню. Можно поставить мне, как главному тренеру, в упрек, что мы плохо развиваем футболистов. Почему? Объясняю. Приходят парни в «Торпедо», мы всей командой показываем достойный результат каждый год. Затем люди уходят в другие команды — Сэм, Офицеров, Молтенинов, Казимир, Бадртдинов, Голубцов, Серченков ушли в команды «Бронзы», где зарплаты несравненно больше, но ни один футболист не добился с клубом поставленных целей, которых добилось «Торпедо». В других клубах они не спрогрессировали. Я считаю, что это заслуга нашего тренерского штаба, мы здесь создаем некую обстановку, где футболисты в команде развиваются. Конечно, интересный факт, почему они в других клубах не сверкают, но это вопрос не ко мне, а уже к моим тренерам-коллегам. И, конечно, мне жалко, когда начинает получаться у парней (а у нас каждую осень получается, весной как-то не очень), получается построить коллектив, который потом резко обновляется. Я всегда говорю футболистам, и сейчас с парнями разговариваю, у кого контракты закончились: ну останьтесь еще на год, вы спрогрессируете дальше, и у вас наверняка будут хорошие предложения. А уходить в лигу Б, пусть даже больше будешь получать… Оттуда тяжело вылезти, потому что там футболисты пешком ходят по сравнению со Второй лигой А. Поэтому всегда советую молодым задержаться здесь подольше.
— Молодые приходят и уходят, но половина состава «Торпедо» — это костяк. Амелин, Лопатько, Замятин, Осипов, Кузьмин, Фндосюк, Агаханов, Ковалёв…
— Есть костяк, на который мы продолжаем опираться не первый год. В свое время мне удалось поработать в челябинском «Лукойле». У владельца клуба Юрия Михайловича Первака была мысль до Премьер-лиги дойти, но не получилось. По прошествии лет он сказал: «Я знаю свою ошибку — убрал костяк, с которым мы заходили еще с КФК». Потому что приходили более статусные игроки, и коллектива не стало. Приезжали ведь просто заработать денег и дальше поехать. Поэтому мы сохраняем парней, они дают результат, создают настроение в команде, поддерживают идеи тренера, я за них держусь.
— «Муром» — наглядный пример, 20 игроков поменяли, главного тренера, вроде неплохо начали, а потом…
— Да, у «Мурома» было много игроков Премьер-лиги, Первой лиги, там наименее статусным был Сэм, который от нас пришел. И тренер вроде игрок сборной России, и бюджет немаленький…
— Вы упомянули, что с ребятами уже общались по поводу продления контрактов. Пока непонятно, кто остается?
— Мы пока не понимаем, с каким бюджетом будем в следующем году, пока информации нет, ждем. Я предварительный разговор со всеми парнями провел, но футболисты ждут зарплату и условия — это неотъемлемая часть футбола. Но ни у кого ярого отрицания я не увидел. Но, опять же, у всех агенты, понятно, что парни добились результата, они сейчас хорошо будут продаваться на рынке. И думаю, что потери будут…
— А те, кто составляет костяк, намерены остаться?
— Думаю, что останутся. Это же уже легенды нашего клуба, и еще принесут большую пользу.
— Как говорится, вратарь — половина команды. Ковалёв как никто другой олицетворяет это утверждение. Он планирует остаться?
— У Ромы закончился контракт. Я придерживаюсь такого мнения: когда тебе 34 года, надо останавливаться в одной команде. Здесь ты себя зарекомендовал, тренер тебе доверяет, проси себе хорошие условия и спокойно играй. Но он амбициозный человек. Если будет какое-то заманчивое предложение, понятно, что он его рассмотрит.
— Несмотря на то что команда доукомплектовывалась уже в ходе турнира, «Торпедо» снова прыгнуло выше головы. При этом из сезона в сезон у нас похожие показатели: как правило, практически меньше всех пропускаем, меньше всех поражений, больше всех ничьих, а в списке лучших бомбардиров наших нет. То есть звезд нет, но есть команда. Тем не менее, можно ли дальше идти, не имея в нападении ярко выраженного лидера?
— Мое кредо как тренера: понимая подбор футболистов, понимаешь, как строить игру. И учитывая, что звезды идут на хорошую зарплату, которой в «Торпедо» нет, у нас средний уровень команды, из которой надо делать крепкую команду, так скажем. Тренерский штаб очень много внимания уделяет противодействию соперникам. Мы выявляем их сильные и слабые стороны, блокируем сильные качества, поэтому мало пропускаем. Причем мы с любой командой не закрываемся, у нас и высокий, и средний прессинг, и в низком блоке мы работаем, но мы всегда активны. Активны, потому что чем дальше мяч от ворот, я так считаю, тем меньше шансов пропустить. Так что оборона у нас — всегда в приоритете, но я понимаю, что нет уже который год явного бомбардира, который бы тащил команду. Поэтому мы и в тренировочном процессе не делаем ставку на одного футболиста, на которого бы все передачи шли. Да и футбол — это командная игра, мы понимаем, что сильны только командой, на это и делаем ставку.
— Владимир Борисович, после игры с «Челябинском», в которой «Торпедо» выиграло, создалось впечатление, что далеко не лучшие отношения сложились между Вами и Пилипчуком.
— Да, были взаимные претензии, наверное, больше ко мне со стороны коллеги. Понятно, что эмоции зашкаливают. Но когда при подготовке к новому сезону сыграли контрольный матч, мы спокойно пожали друг другу руки, и никаких претензий не осталось. У нас нормальные профессиональные отношения.
Где искать резервы?
— Вы все время говорите, что футбол в Челябинской области оптимально выстроить по принципу пирамиды: «Челябинск» — Первая лига, «Торпедо» — Вторая лига А, «Челябинск-2» — Вторая лига Б. Как-то всерьез рассматривается с этой точки зрения взаимодействие, финансирование?
— Мы в этой пирамиде занимаем важную часть. Сейчас для нас оптимален буфер, где и уровень хороший, и инфраструктурно мы тянем. Другое дело, что нам бы по-хорошему из «Челябинска-2» пацанов тянуть в «Торпедо». Но они зашли только первый год, молодые, не обкатанные еще. Я, конечно, смотрю за ними. Сейчас они заняли 11-е место. Взять человек пять-шесть, чтобы нас усилить?.. А как они усилят, если там 11-е заняли? Я считаю, что им надо еще годик там повариться, а потом уже можно будет двоих-троих перспективных футболистов к нам заводить, чтобы ребята развивались, возможно, под ФК «Челябинск».
— А из «Челябинска» не могут опускаться в «Торпедо»?
— Могут. Мы ждем Васю Палкина. Он играл у нас раньше, потом его взяли в «Челябинск», он себя хорошо летом проявил и даже получал игровое время. Но сейчас у них состав стабилизировался, они добрали футболистов более высокого уровня, Вася уже сидит на скамейке. Он хорош в тренировочном процессе, поэтому тренеры его не отпускают. Но тренер, конечно, понимает, что и игровая практика нужна. Думаю, что кого-то будут предлагать зимой, потому что спускаться из Первой лиги в «Бронзу» несерьезно. Пусть молодые пацаны набираются опыта.
— Как всегда и везде это бывает, самые нетерпеливые болельщики озвучивают одно и то же: надо чтобы в профессиональной команде играли местные футболисты. В Миассе детский и юношеский футбол развивается, команды неплохо выступают в зональных турнирах, с сентября в 11-й школе открылся футбольный класс…
— Я оцениваю открытие специализированного класса по футболу с самой положительной точки зрения. Во-первых, я сам воспитанник такого класса и знаю, что это такое. Это повышенное внимание, интерес со стороны тренеров, более углубленные занятия и тренировки — в общем, становление футболиста, начиная с младшего возраста. Это и единение команды. Ты находишься в одной команде и учишься в одном классе со своими партнерами. Много положительных сторон, поэтому будем поддерживать и помогать парням. Как? Надо определить и закрепить регламент взаимодействия с основной командой. Мастер-классы, практические и теоретические занятия… Конечно, юные футболисты должны обязательно бывать на наших домашних матчах, чтобы понимали, насколько это серьезно и ответственно играть на таком уровне.
Действительно в Миассе парни прогрессируют и на выпуске добиваются результатов на юношеских соревнованиях, Но до того уровня, на котором сейчас находится «Торпедо», конечно, не дотягивают. А той ступеньки, по которой можно было бы переходить их юношеского футбола в молодежный, а потом во взрослый, у нас нет — уже лва года в Миассе нет молодежной команды, которая выступала бы в Третьей лиге первенства России, где играют «Иртыш-2», «Тюмень-2», «Уфа-2». Там парни растут, лучшие заходят в профессиональные команды. Только там парни возмужают, будут привлекаться к тренировочному процессу основной команды. И уже главный тренер будет видеть, какой прогресс у футболистов, кого из них можно и нужно подпускать к основной команде. Надо всем задуматься — городу, автозаводу, чтобы уже на следующий сезон возродить молодежный футбол, нам всем это необходимо.
По поводу местных футболистов могу сказать, что они всегда были в команде, и я с нетерпением жду появления новых Марковых, Прутовых, Лопатько. Сейчас у нас в команде Шведов и Лопатько — местные футболисты. Понятно, что Евгений — это игрок основного состава, уже давно с нами, Шведов в команде уже два года, иногда получает игровую практику. Парень растет, прогрессирует, надеюсь, у него будет больше игрового времени. Все зависит от него.
Вообще, этот вопрос всегда поднимается, когда команда показывает результат: где местные футболисты? Но у любого футбольного клуба есть задача выступать в лиге, в которой интересно играть с сильными соперниками. Допустим, укомплектуемся молодыми местными футболистами — пусть они растут, прогрессируют. Но не будет очков, будем занимать последние места и вылетать в лиги ниже. Болельщикам будет интересно, будут ходить на матчи? Парням надо расти,надо тренироваться, проходить сборы и, самое главное, иметь игровую практику на уровне не молодежного футбола, а на уровне взрослого, хотя бы в Третьей лиге. И тогда они получат шанс дорасти до команды основного состава.
Вспомним прогнозы?
— Когда мы с Вами подводили итоги прошлого сезона в «Золоте», прогнозировали, кто вылетит, кто останется, кто пройдет дальше в «Серебре». Говорили, что «Велес» и «Кубань» по бюджету и комплектации футболистов — это команды под Первую лигу. «Родина-2» — 50 на 50, потому что у них основная задача — развитие молодых футболистов, а это всегда нестабильность. Еще выделяли «Динамо- Владивосток» и «Иртыш», потому что и по составам, и по бюджетам они должны были стать лидерами «Серебра». Калугу, Курск, Муром и нас считали примерно равными соперниками. Калуга для вас стала неожиданностью?
— Да, это было неожиданностью, потому что они прямо на флажке хорошо укомплектовались. У них два ярко выраженных лидера — Югалдин и Кравцов. Югалдин был у нас на просмотре на сборах, приехал с мозолями. Говорю: «Ну что, выходи играть». — «Я не могу. У меня мозоли». — «А зачем приехал-то?». Ну и все, руки пожали и до свидания. И вот он в «Калуге» оказался. По-моему, открытие сезона, думаю, что он лучший игрок этого чемпионата. Кравцов играл в ульяновской «Волге», тренер Белов его нам рекомендовал. Игрок принадлежит «Хабаровску» из Первой лиги, но туда не проходит, и вот как-то очутился в «Калуге». Считаю, что эти два игрока тащили команду, плюс нападающий Матюшенко, который был в «Волгаре» в прошлом году, тоже квалифицированный футболист.
Мы с «Калугой» выделяемся, у них тоже небольшой бюджет, мы вместе с тренером учились, он вдумчивый, хорошо работает. Как-то они смогли этих людей пригласить, хорошая группа атаки подобралась, вот и дало результат. Я бы к фаворитам их не относил, но сезон они провели яркий. Плюс тренер работал с Беловым два года назад, который продолжает практиковать ажурный футбол. Тяжело ему, конечно, но от своих принципов не отходит. И тренер Лосев придерживается этих взглядов, достаточно хороший, крепкий коллектив создал, играющий.
— А Владивосток почему не смог?
— Наверное, переезды все-таки сказываются. После того как мы там играли, парни говорили, что очень тяжело: жарко, смена часового пояса сказывается, из-за перелета не высыпаешься, питание нарушается. Не успеваешь адаптироваться. А это очень важно, матчи энергозатратные. Думаю, что в основном поэтому они не выполнили задачу.
— Следующий сезон стартует в конце февраля. Что-нибудь уже известно о планах подготовки, куда поедете на сборы, когда отпуск закончится?
— Пока информации никакой нет, но понятно, что надо будет собраться пораньше. Мы всегда в конце января собирались, полтора месяца был перерыв. Сейчас перерыв получится трехмесячным, поэтому думаю, что мы, как и все жители России, 12-го января выйдем из отпуска и начнем готовиться.
— Задача – постараться сохранить прописку в «Золоте»?
— Хочется отметить, что прошлой весной у всех команд в «Золоте» кроме нас, «Родины-2» и «Машука» была задача зайти в Первую лигу. Сейчас не все команды будут к этому инфраструктурно готовы. Поэтому, надеюсь, что в новом сезоне мы сможем до всех игроков донести нашу идеологию и будем ставить задачу закрепиться в «Золоте». Сейчас она более реальная — уровень соперников достаточно высок, но не такой максимальный, как был весной.






