Уже в субботу миасское «Торпедо» проведет первый матч в «Серебре».
Всех волнует главный вопрос: как выступит команда? Ожидания и прогнозы болельщиков самые разные, порой диаметрально противоположные. Оптимисты жаждут возвращения в «Золото», пессимисты прогнозируют вылет во Вторую лигу Б, реалисты надеются на сохранение места в «Серебре».
Но, как известно, прогнозы — вещь неблагодарная, да и вряд ли их можно сделать реальными, если посмотреть, что творилось в нашем футболе лишь в последние месяц-два. Ведь как говорил классик, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
По спортивному принципу?
24 мая долгожданной победой «Краснодара» завершился чемпионат страны в РПЛ. Команды окончательно распределились на 16 строчках турнирной таблицы, стало ясно, что в Первую лигу должны уйти «Оренбург» и «Факел», а их места в высшем футбольном дивизионе займут «Балтика» и московское «Торпедо». «Нижнему Новгороду» и «Ахмату» предстояли стыковые матчи с «Сочи» и «Уралом» за право остаться в Премьер-лиге. «Ахмат» по сумме двух матчей победил уральцев и оставил за собой право на прописку в РПЛ, а нижегородцы, проиграв сочинцам, должны были готовиться к переезду «этажом ниже». Кстати, если вспомнить о спортивном принципе, то в стыках должен был играть не ФК «Сочи», занявший в Первой лиге пятое место, а новороссийский «Черноморец», закончивший чемпионат на третьем месте. Но «Черноморцу» было отказано в выдаче необходимой лицензии «в связи с невыполнением инфраструктурного критерия, отсутствия документа, который бы сообщил о наличии соответствующего стадиона». По этой же причине (отсутствие стадиона высшей категории) не получил аналогичную лицензию и «СКА-Хабаровск», занявший в Первой лиге шестое место. И как уже на днях оба клуба продолжат выступать в Первой лиге, играя на стадионах, которые не дотягивают до высшей категории? Тем не менее, казалось, что высший дивизион и Первая лига сформированы и всем командам надо начинать подготовку к новому чемпионату.
Если бы не несколько «но». Из РПЛ попросили «на выход» ФК «Химки», который занял 12-е место. Причина — «не подтвердили наличие финансовой гарантии для обеспечения стабильной деятельности в следующем сезоне», — резюмировал генсек РФС Максим Митрофанов. Ссылаясь на рекомендации большинства клубов РПЛ и Первой лиги (вот такой спортивный принцип), бюро исполкома РФС решило, что вместо «Химок» в Премьер-лиге будет играть «Нижний Новгород», проигравший в стыках сочинцам.
Ну а затем очередь дошла до столичного «Торпедо» (напомним, напрямую вышедшего в РПЛ). Клуб исключили из РПЛ «за попытку организации договорных матчей в футбольных соревнованиях». По подозрению в этих действиях были задержаны владелец и гендиректор клуба. И хотя до суда дело еще не дошло, презумпцию невиновности никто не отменял, но санкции последовали оперативно, уже создан прецедент, когда КДК РФС применяет жесткие санкции к клубу без суда. Тут же в футбольном сообществе провели параллель с многострадальной «Чайкой», которую в свое время исключили из ФНЛ лишь спустя два года после организации договорняка, когда были собраны все доказательства. А что касается «Торпедо», то клуб отправили назад (или оставили?), в Первую лигу. Вот такая логика…
Цепная реакция
И сразу пошло движение во всех эшелонах нашего футбола. Вместо «Торпедо» решили вернуть в Премьер-лигу «Оренбург», хотя были предложения провести стыковой матч за место в РПЛ между оренбуржцами и «Уралом».
«Решение РФС по «Торпедо»? Почему оно именно такое, у них и нужно спрашивать… Мое личное мнение заключается в том, что это решение было нелогичным и неправильным. Не объяснили, почему такого то числа приняли такой-то непонятный регламент. Возможно, мнение других людей будет иным, — отреагировал президент «Урала» Григорий Иванов. — Конечно, мы бы хотели, чтобы «Урал» напрямую попал в РПЛ, безо всяких стыков. С другой стороны, даже сам этот возможный стыковой матч был бы нелогичным. В пятницу принято решение, а в субботу уже стартует новый сезон. Когда бы его стали проводить? В целом никто нам ничего так и не объяснил».
Цепочка «везения» для некоторых клубов продолжилась. Саратовский «Сокол» вместо вылета во Вторую лигу остался в Первой, в «Золоте» оставили «Велес», вылетевший в «Серебро»… Все для того, чтобы сохранить численный состав этих эшелонов российского футбола.
Цепочка предсказуемо оборвалась на «Серебре». Добавить команды в эту группу из дивизиона Б Второй лиги никак нельзя при всем желании — там турнир проходит по системе «весна — осень». «Велес», как мы уже сказали, подняли наверх, таганрогский «Форте» снялся, в итоге в группе осталось вместо десяти только восемь команд. Каждая проведет всего по 14 матчей, после чего четыре клуба поднимутся в «Золото», команда, занявшая последнее место, уйдет напрямую в дивизион Б, а 7-я команда будет играть стыковые матчи с «Муромом», если он закончит сезон на 5-м или 6-м месте, или также покинет дивизион А. Не правда ли, очень «понятная» схема?
Эх, залетные!
Только ленивый не говорил о целесообразности перехода нашего футбола на схему «осень-весна» (а точнее, о том, что двухмесячный перерыв в самые футбольные летние месяцы вряд ли приносит пользу). Повторяться не будем, только напомним, что когда все в стране играли с весны по осень, сборная становилась чемпионом Европы и Олимпийских игр, все стадионы летом были переполнены.
Хотя если кто-то подумал, что команды в июне-июле отдыхают, то это касается разве что только игроков, и то далеко не всех. То, что принято называть трансферным рынком, буквально трещит по швам, футбольные сайты ежедневно пестрят сообщениями о покупках, аренде, переходах, футбольные агенты подсчитывают дивиденды. Порой очередная «звезда» второго дивизиона в последний момент отменяет вылет в новую команду, так как конкуренты пообещали зарплату намного выше. Уже и в Первой лиге считают делом чести прикупить пару — тройку иностранцев, блистающих в каком-нибудь третьем забугорном дивизионе — в России же им конкурентов не найти… Тренеров приглашают исключительно «под задачу», а не для планомерной работы по развитию команды. Причем эту задачу — выйти наверх или не уйти вниз — нужно решить за несколько месяцев, с абсолютно незнакомыми игроками. И не факт, что после этого не подыщут более известную замену.
Зарплаты игроков подчас превышают все разумные размеры. И как тут футболистам не поддаться соблазну, коль очередной хозяин команды, решив удовлетворить свои амбиции, не жалеет денег и всерьез рассчитывает на то, что его карманный клуб Второй лиги Б через пару лет будет на первых ролях как минимум в Первой лиге… Правда, нередко это заканчивается финансовым крахом и роспуском команды, ну да клубов много, агенты работают…
Примеров тому достаточно. Меняют в пожарном порядке не только главных тренеров, но и весь состав, как у одного из наших ближайших соперников.
На этом фоне наше «Торпедо» иначе чем белой вороной назвать трудно. После перехода в «Серебро» больше половины игроков покинули клуб, причем некоторых мы уже скоро увидим на нашем стадионе в составах соперников. Вряд ли в этом можно винить ребят — они подписывали контракты или приходили в аренду всего на сезон, с Миассом никак не связаны, а отказываться от гораздо большей зарплаты просто нелогично.
Спросите, разве нельзя было кого-то удержать? Конечно можно было бы. При одном условии — если бы бюджет клуба был не самым тощим в лиге.
А пока Владимиру Фёдорову снова приходится чуть ли не с нуля сколачивать команду из тех, кто в разряд «звезд» пока не входит. Получится? Будем надеяться и верить. Ведь и сам Фёдоров — уникальное явление в тренерском цехе, подобных примеров, чтобы кто-то столько лет работал в одном клубе, просто нет.
Напрашивается закономерный вопрос: почему в таких условиях не готовим свою смену? А когда главному тренеру этим заниматься при нынешней системе, когда раз в год (а то и дважды) приходится на ходу ставить игру по сути новой команды? Когда жизнь клуба проходит по одной схеме: перелет или переезд — игра — перелет — день отдыха — тренировка и опять по тому же кругу.
А были времена
Молодое поколение может и не поверить, что были времена, когда не менялась годами стройная футбольная схема, все играли с весны по осень, тренеры работали не «под задачу», а годами создавали команды с неповторимым стилем. Конечно, были клубы побогаче и победнее, но определяющую роль играла не толщина кошельков, а именно квалификация тренеров и мастерство игроков, которые годами играли в одном клубе, а любой переход становился событием. Патриотизм, верность клубу были не просто красивыми словами, а смыслом футбольной жизни. Может поэтому стадионы (хоть и не отвечающие нынешним «инфраструктурным критериям») заполнялись до отказа, а не так как сейчас, когда считают большим достижением две тысячи на десятитысячнике.
К чему это? Вовсе не для того, чтобы побрюзжать: «А вот в наше время…». Просто тогда футбол жил в первую очередь игрой, а деньги все же были на втором месте. Сейчас — наоборот. И почему-то одолевают сомнения, что такой путь единственно верный.