Растущая тревога в российском обществе сигнализирует о серьезных проблемах в системе школьного образования.
Согласно данным опроса ВЦИОМ, почти половина россиян (45%) считает, что дети в школах испытывают чрезмерную нагрузку.
Этот тревожный сигнал подкрепляется ухудшением оценки уровня школьного образования по сравнению с 2010 годом. Сейчас доля умеренных оценок сравнялась с негативными.
На фоне заявлений Минпросвещения об ограничении времени на домашнее задание для младших школьников (1-2 часа) и количества уроков в день (5-6), в обществе растут вопросы к содержанию самой школьной программы.
URA.RU обратилось к председателю Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольге Летковой, чтобы выяснить, в чем же причина недовольства родителей и экспертов.
Ольга Леткова подчеркивает, что Единый государственный экзамен оказал негативное влияние на качество образования. По ее мнению, ЕГЭ не стимулирует развитие творческого и критического мышления, а фокусируется на заучивании информации.
Еще одной серьезной проблемой является перегруженность школьной программы.
— Дети не успевают усвоить базу из-за того, что программа перегружена сложными и неактуальными материалами, — отмечает Ольга Леткова.
Это приводит к поверхностному усвоению знаний и снижению интереса к учебе.
Часто встречающиеся задания, не соответствующие возрасту учеников, также вызывают возмущение родителей.
— Нельзя задавать второкласснику «смастерить прибор, который летает и светится, — поясняет эксперт. — Такие задачи не только демотивируют детей, но и часто выполняются родителями, лишая ребенка самостоятельности и возможности развивать свои навыки.
Эксперт также приводит пример неоправданного усложнения программы для старшеклассников. Ученики 10 класса изучают теорию государства и права на вузовском уровне — при этом многие из них не знают, как устроен российский госаппарат. Это говорит о перекосе в сторону теоретических знаний в ущерб практическому пониманию окружающего мира.
Что делать?
Ольга Леткова уверена, что необходимо срочно пересмотреть школьную программу, сокращая и оптимизируя нагрузку. Если этого не сделать, интерес детей к учебе будет только падать. Необходим пересмотр приоритетов в школьном образовании, с акцентом на развитие критического мышления, практических навыков и актуальных знаний, соответствующих возрасту учеников. Только тогда можно будет говорить об эффективном и качественном образовании, способном подготовить детей к будущему.