О мерах поддержки молодых педагогов и сложностях, с которыми они сталкиваются, начиная свой путь в этой профессии, читайте в нашем эксклюзивном интервью с заместителем министра образования и науки Челябинской области Антоном Тумановым.
В Миассе состоялся круглый стол с молодыми педагогами региона. В числе участников были преподаватели из Аши, Чебаркуля, Златоуста, Кусы, Уйского, Усть-Катава, Миасса и Сатки. Встреча, объединившая ярких представителей профессии, предоставила возможность для открытого обсуждения актуальных проблем и перспектив развития образования в регионе. После мероприятия нам удалось пообщаться с заместителем министра образования и науки Антоном Тумановым.
— Состоялся круглый стол с молодыми педагогами. Какие вопросы вы обсудили? Что беспокоит учителей?
— Ранее молодые специалисты в основном задавали вопросы о зарплате, жалуясь на низкие доходы. Сегодня же мы говорили о мерах поддержки молодых педагогов как на уровне региона, так и в муниципалитетах, обсудили некоторые практики, действующие в Челябинской области. Кроме того, поднимались вопросы, касающиеся образования и стратегии его развития, которая сейчас активно обсуждается на различных уровнях, включая федеральный. Мне запомнился вопрос от одного из педагогов, который интересовался, что важнее: образование или воспитание? Мы понимаем, что эти два аспекта не просто сопутствуют друг другу, они идут вместе, поддерживая гармоничное развитие личности. К тому же, на федеральном уровне недавно была разработана единая воспитательная программа.
На встрече обсудили и более глубокие темы, включая эмоциональное и психическое состояние педагогов, профессиональное выгорание и методы его предотвращения. Эти вопросы актуальны, и их обсуждение показывает, что молодые специалисты серьезно относятся к своей профессии. Наша задача — вместе с профсоюзом в рамках клуба молодых педагогов поддерживать молодежь и удерживать ее в нашей сфере.
— Раз уж заговорили о поддержке молодых педагогов, расскажите, какие меры поддержки предусмотрены для учителей в нашем регионе?
— Начиная с прошлого года молодые учителя, которые начали свою карьеру в образовательных учреждениях после окончания педагогического колледжа или университета, получают выплаты. В течение первого года работы 60 тысяч рублей, за второй год — 100 тысяч, а по истечении третьего года — 140 тысяч, что в сумме составляет 300 тысяч рублей. Такие выплаты помогают молодым специалистам ощутить финансовую поддержку и удержаться в образовательной сфере, особенно на начальных этапах, когда у них еще нет опыта и категории. Программа была запущена по инициативе губернатора Челябинской области Алексея Текслера, и в сентябре 2024 года эти выплаты уже получили более 600 педагогов. Существуют и муниципальные меры поддержки, когда затронули этот вопрос во время круглого стола, стало ясно: несмотря на разные условия молодые педагоги получают необходимую помощь в своей профессиональной деятельности.
— Одна из основных проблем в сфере образования в Миассе, как, наверное, и во всем регионе, нехватка кадров. Есть ли какие-то пути решение этой проблемы?
— Мы совместно с профсоюзом, педагогическим университетом и Челябинским институтом развития и образования ищем пути решения этой проблемы. В настоящее время разрабатываются различные программы для привлечения специалистов. В каждом муниципалитете существуют свои уникальные подходы: кто-то предлагает крупные социальные выплаты, а кто-то помогает с жильем. В Челябинске, например, стартовал новый проект под названием «Педагогический профессионалитет», который направлен на то, чтобы студенты старших курсов педагогического вуза уже работали в образовательных учреждениях. Это поможет решить проблему нехватки учителей профильных предметов, таких как физика, математика, иностранные языки и биология. Мы также изучаем различные концепции привлечения педагогов и надеемся в ближайшее время представить более подробный план. Когда он будет готов, можно будет говорить об этом более подробно.
— На встрече вы также обсуждали проблему выгорания у учителей. Как с этим можно справиться?
— К сожалению, есть и такие педагоги, которые просто приходят, проводят уроки и уходят, что может привести к эмоциональному истощению. Надо вести активный образ жизнь не только в рамках своей профессии, но и за ее пределами. Я говорил молодым педагогам о важности участия в различных мероприятиях, включая профсоюзные и выездные. Когда они отвлекаются от повседневной рутины, это снижает риск профессионального выгорания.
— Какие программы профессионального развития доступны молодым педагогам?
— В этом контексте стоит отметить работу Челябинского института развития и образования, который стал лидером в своей области. Институт успешно выполняет множество задач, ориентируясь не только на давно разработанные программы, но и на запросы слушателей.
Считаю, участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства — это наилучший способ их развития. Такие конкурсы позволяют учителям не только обобщать и представлять свой опыт, но и знакомиться с коллегами из других муниципалитетов и регионов, что способствует расширению их профессионального кругозора и приобретению новых компетенций.
Муниципалитеты могут ставить свои задачи, а институт уже профессионально разрабатывает программы повышения квалификации педагогов. Это также касается новых предметов, таких как основы безопасности и защиты Родины. В прошлом году Челябинский институт обучил всех учителей региона, предлагая как теоретическую, так и практическую подготовку на базе Чебаркульской дивизии. Кроме того, наш замечательный партнер — педагогический университет — также вносит большой вклад в подготовку профессиональных кадров. Педагогические колледжи в Миассе, Златоусте, Челябинске, Магнитогорске и других муниципалитетах радуют нас, подготавливая молодых, но квалифицированных специалистов.
— Существуют ли программы наставничества для молодых педагогов, как они реализуются?
— Да, мы действительно много работаем над тем, чтобы в каждой образовательной организации были наставники. В идеале они должны поддерживать молодых педагогов и передавать им свой опыт. Здесь речь не о контроле, а о поддержке, которая помогает молодым специалистам развиваться в их профессиональной деятельности, не теряя при этом интерес к своей профессии. Наставник — это человек, который поддерживает и помогает, а не только указывает на ошибки. Подходы могут быть разные, но эта программа успешно реализуется.
— Могут ли молодые педагоги участвовать в разработке образовательных стандартов или программ?
— Да, конечно. Это, по сути, является задачей Министерства просвещения Российской Федерации. Молодые педагоги могут озвучивать свои идеи и предложения во время круглых столов и других мероприятий. Почему бы и нет? Их инициативы затем могут быть продвинуты через профсоюзы и управление образования, после чего, безусловно, будут рассмотрены.