Встреча с известным миасским журналистом Михаилом Тютёвым прошла в центральной городской библиотеке им. Ю.Н. Либединского.
Многие помнят его по работе в телерадиокомпании «Миасс», где Михаил Анатольевич снимал интересные публицистические и аналитические репортажи. В этот раз он пришел в «Либединку» в качестве гостя, рассказал о жизни, убеждениях и журналистском творчестве.
Заметим, что Михаил Тютёв родом из поселка Атлян. В юности закончил геологоразведочный техникум и, начитавшись известного советского писателя Олега Куваева (в особенности понравился его роман «Территория»), махнул на Чукотку и в Магадан. На Чукотке он отработал в геологоразведочной партии, а в Магадане поступил в школу матросов.
Через несколько лет Михаил Анатольевич резко сменил сферу деятельности и поступил на факультет журналистики Уральского госуниверситета в Свердловске. Потом много лет трудился в прессе. Работал в челябинской газете «Призыв», в газетах «Миасский рабочий» и «Уральский автомобиль», в телекомпаниях «Экран-ТВ», «Миасс» и в корпункте областного телевидения, сотрудничал с другими СМИ.
— Умение грамотно писать не самое главное для журналиста, — рассказывает он. — Человек, приходя в эту профессию, устраивает на работу свое мировоззрение. Это важно. Каждый журналист по своей природе человек социалистический, потому что он соприкасается с обществом. Главное для него что-то рассказать, раскрыть обществу злободневные проблемы.
Михаил Анатольевич рассказал собравшимся о южно-уральской политике и общественных деятелях 1990-2000-х годов, о встречах с интересными людьми, которые не всегда проходили гладко.
— Когда-то мы верили в объективность иностранных информагентств. Нам казалось, что вот, они самые правдивые. Нас учили, что западная журналистика самая лучшая. Время показало, как мы ошибались, — добавляет Михаил. — Они преподносили Россию исключительно в негативном ключе.
Однажды в Миасс приехал Александр Виннинг, ирландец по национальности и редактор Московского представительства старейшего в мире английского агентства Рейтер по должности. Общие друзья и коллеги попросили Михаила встретить гостя и показать ему наши края. На встречу с Михаилом он пришел с томиком Пушкина в руках и сказал, что очень любит стихи нашего поэта. Все прошло хорошо. Гостю показали природу, рассказали об истории Миасса и открытии богатейших некогда месторождений золота, об уникальном Ильменском минералогическом заповеднике и о вкладе Миасса в победу во Второй мировой войне, когда англичане были нашими союзниками. Однако материал, который он спустя некоторое время выложил на ленту своего агентства, был, мягко говоря, поверхностный и вовсе не об этом. И самое интересное, что это понимал и сам автор. Сообщив Михаилу, что материал вышел, он сразу предупредил, что, мол, вам, Михаил, он, скорее всего, не понравится… Так и вышло.
— Я даже перешел с ним в разговоре на матросский диалект. Но больше всего меня поразили его фотографии, снятые через колючую проволоку забора автозавода. Я высказал свое возмущение, а он мне ответил, что не может писать по-другому, иначе его уволят, — продолжает Михаил Тютёв. — Как вам не стыдно, — ответил я.
— Другой случай. Меня пригласили в «Ельцин-центр» на презентацию фильма «Русские грузины», которую проводил сам автор — Леонид Парфёнов, — добавляет Михаил. — После презентации фильма в узком кругу местных журналистов Леонид провел небольшую пресс-конференцию, которая для меня завершилась весьма неожиданно. За, видимо, не совсем удобный вопрос — о Сталине, где я всего лишь хотел уточнить, почему Сталина Леонид, подчеркнуто называет не советским, а именно русским грузином (что естественно тянет за собой тот непременный смысл для западного зрителя, что жестокость многих репрессий 30-х, названных сталинскими, прежде всего, связана с его вот этой русскостью), как выходит из вашего фильма — и вот за такой вопрос, сопровождающие Леонида московские «кураторы» попросили меня покинуть кабинет, в котором происходила встреча. Потребовали выключить диктофон, а потом один из них взял за локоть и вывел. Встреча происходила в Ельцин-центре, в пресс-службе которого работает моя однокурсница. Она тоже там присутствовала. Выбежала вслед из кабинета и попросила не уходить и дождаться ее где-нибудь в залах центра. Я ее дождался. Она была крайне смущена всем случившимся…
Михаил Анатольевич рассказал о своих предках. Оказывается, Тютёвых много в соседнем Златоусте. До революции многие из Тютёвых участвовали в социал-демократическом движении на Урале. Кто-то был арестован, выслан на каторгу, кто-то умер в тюрьме, а кто-то дожил до революции и даже до перестройки. В Златоусте есть даже улица Андрея Тютёва.
На встречу в «Либединку» пришли миасские журналисты, фотографы, деятели культуры. Михаил Анатольевич с удовольствием ответил вопросы. Чем занимается сегодня? Так как журналист — профессия творческая и пишущая, то он не оставляет в стороне это ремесло. Повторяя кредо советских журналистов, что хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а кто хорошо думает, он продолжает писать. Например, сегодня, проживая в своем деревенском доме в Верхнем Атляне, он пишет сценарий художественного фильма, синопсис которого уже одобрили в продюсерском центре Сергея Сельянова, в котором когда-то продюсировали такие фильмы как «Брат», «Брат-2», «Бумер» и другие.
Фото из архива златоустовского краеведческого музея и Анны Коваль