На вопросы миасцев отвечает генеральный директор АЗ «Урал» Павел Яковлев.
30 ноября празднует 83-й день рождения автомобильный завод «Урал». В канун памятной даты генеральный директор предприятия, председатель Челябинского регионального отделения Союза машиностроителей России Павел Яковлев ответил на вопросы журналистов и жителей города.
Первое знакомство
— Павел Александрович, одно из самых ярких впечатлений детства: 1 сентября нас всех ведут на экскурсию на главный конвейер. Вряд ли мы понимали, о чем рассказывают взрослые, но о том, что в Миассе делают «Уралы», мы узнавали очень рано. А каким было ваше первое впечатление от завода?
— Это было в 1995 году. Достаточно взрослым человеком я приехал на автозавод в командировку, а уже через год стал сотрудником предприятия. Первое впечатление — восхищение: как, по сути, из куска металла можно получить полноприводный грузовой автомобиль? Но мое первое знакомство с заводом случилось гораздо раньше: в 70-е годы во время срочной службы в армии я впервые сел за руль «Урала». Уже тогда я знал, что эти машины делают в Миассе.
— Как бы Вы описали завод сейчас, уже как руководитель?
— Это предприятие с большим потенциалом развития. Мы умеем создавать надежные вездеходы, которые работают в экстремальных климатических условиях и условиях бездорожья — снегах и болотах. Мы готовы производить гораздо больше машин, чем выпускаем сегодня. Завод — это, безусловно, станки и механизмы. Но главное — это все-таки люди, которые умеют делать из металла хорошее, полезное изделие.
— Сколько человек сейчас трудятся на заводе?
— Около десяти тысяч.
— А какая численность была бы оптимальной?
— 10-11 тысяч человек — это оптимально. Наша задача — обеспечить предприятие новейшими технологиями, которые позволят с такой численностью сотрудников выпускать 25 тысяч автомобилей
в год. Люди нужны для того, чтобы думать, а не чтобы перекладывать детали с одного места
на другое — для этого есть роботы. Именно поэтому мы сейчас активно занимаемся автоматизацией.
— Рабочие не опасаются, что их заменят роботами?
— Надо спросить у рабочих. Лично я не опасаюсь, сегодня у нас дефицит порядка тысячи человек, и мы, вынуждены просить сотрудников работать сверхурочно. Автоматизация и роботизация не сократят количество рабочих мест, они повысят квалификацию рабочих. Потому что робот выполняет механические операции, а нам нужны думающие люди.
— В детстве родители нам говорили: «Еще раз принесешь двойку, пойдешь на завод гайки крутить».
— Гайки у нас сегодня крутят умные инструменты. Люди управляют этими инструментами. У каждой гайки есть свой момент закрутки, это очень важно для готового изделия. И, конечно, ни сейчас, ни в будущем никакой искусственный интеллект не научится управлять процессом. Еще раз подчеркну: для этого нужны умные люди.
— В городе ходят легенды, что на заводе до сих пор есть работающие станки начала двадцатого века…
— Мы с вами находимся в музее (интервью проходило в Музейно-выставочном центре «Урал». — Ред.), поэтому все станки 20-х-30-х годов, которые были эвакуированы в Миасс вместе с московским заводом имени Сталина, хранятся здесь, в музее. В технологической цепочке оборудование начала и середины прошлого века мы, конечно, не используем.
— Какие новые производственные мощности появятся на предприятии в ближайшее время?
— В начале следующего года мы запускаем новый автосборочный комплекс — второй конвейер, который позволит выпускать 5 500 трудоемких машин. На нем планируем собрать наш полуторамиллионный автомобиль. Последние два года мы также активно работаем над разработкой и освоением производства перспективного модельного ряда ведущих мостов и передних осей. В прошлом году запустили новый рамный участок. Сейчас мы делаем рамы по самым современным технологиям. Теперь наша задача — делать мосты, качество которых не зависит от человеческого фактора. А еще пришло время строить новый литейный цех, ведь автомобиль начинается с металла. Сначала нужно отлить ту деталь, из которой вырастет машина. В следующем году приступим к созданию нового цеха.
Зарплата и забота
— Что ждет человека, который придет работать на завод?
— Достойная заработная плата и хорошая социальная защита — при условии, что человек будет эффективно трудиться. Наша задача — чтобы каждый автозаводчанин чувствовал себя на работе так же комфортно, как дома. И если человек полезен для производства, я бы очень хотел, чтобы он никогда не хотел уйти с нашего завода.
— Какие социальные программы есть на автозаводе?
— Раз в три года мы заключаем новый коллективный договор с профсоюзной организацией предприятия, который защищает права рабочих, расширяет пакет социальной помощи. В профсоюзе сегодня состоит около семи тысяч человек — это большое представительство. Мы уже четвертый год подряд поднимаем зарплату выше официального уровня инфляции. Это немаловажный факт. Мы предоставляем своим работникам максимальные возможности для обучения и развития, проводим конкурсы профессионального мастерства, награждаем сотрудников за улучшения на рабочих местах в рамках развития производственной системы.
Кроме того, завод создает все условия, чтобы человек комфортно чувствовал себя за проходной предприятия. Мы поддерживаем любые проекты развития Миасса, потому что здесь живут наши работники: нынешние, бывшие, будущие. Поддерживаем наш физкультурно оздоровительный комплекс, где заводчане могут заниматься спортом со скидкой. Поддерживаем ДК автомобилестроителей, который является центральным местом культурных событий города. Туда приезжают звезды мировой величины.
— В этом году ФК «Торпедо» всех удивил невероятными результатами. Есть ли планы по углублению взаимодействия на следующий год?
— «Торпедо» вышло в «Золото» во второй лиге — считаю, футбольный клуб занял это место по праву. Да, играть в премьер-лиге — пока не наш уровень, но мы, имея сплоченную команду, способны достигать хорошего результата. Безусловно, будем и дальше поддерживать нашу команду. Говорю «нашу», потому что миасское «Торпедо» исторически является заводским клубом, свой первый матч команда сыграла 21 июня 1942 года со сборной города, игра тогда закончилась со счетом 2:2.
В следующем году при финансовой поддержке автозавода откроется Центр единоборств на стадионе «Труд». Проектирование уже закончено, сейчас будем выбирать подрядчика для его строительства. И все-таки, при всем уважении к хоккеистам, дзюдоистам, борцам, боксерам, Миасс — это город автомобилестроителей, поэтому завод начал возрождать традиции автомотоспорта, которые были в Миассе вплоть до конца девяностых годов. Перед командой URAL MOTORSPORT мы поставили задачу сформировать экипажи из миасских ребят, чтобы они выступали достойно на самом высоком уровне, а в будущем — въехали на пьедестал почета.
— В этом году при участии автозавода открыты «Кванториум» и Лаборатория инженерных профессий. Зачем Вам это нужно?
— Автомобильный завод существует в Миассе уже 83 года. Надеюсь, будет работать еще десятки или даже сотни лет. Привлекать горожан на завод можно только одним способом: если ты ориентируешь детей получать технические специальности.
У нас же не только машиностроение есть на предприятии, есть физика, химия, металлургия, IT-технологии, логистика. Поэтому мы стараемся помогать всем: детским садам, школам, центру детского творчества «Юность». Мы развиваем сотрудничество с учебными заведениями среднего профессионального образования не только нашего города, являемся индустриальными партнерами Передовой инженерной школы «Сердце Урала» при ЮУрГУ. Мы ответственны и за детей, и за школьников, и за студентов, чтобы они хотели стать машиностроителями.
Горожане спрашивают
— Завод предпочитает набирать приезжих, а не местных жителей. Правда ли это?
— Неправда. Потому что всех местных мы уже приняли. У нас сейчас около 700 человек приезжих не потому, что мы так хотим, а потому что в Миассе просто не осталось людей, готовых у нас работать.
— Но ведь приезжие тоже могут стать местными?
— Пожалуйста! Я только за. Пусть власти города думают, как сделать их местными. А для этого надо заниматься комплексным развитием Миасса — и завод тоже в этом активно участвует, инициирует проекты по реновации города.
— Если бы появилась возможность на один день оказаться в прошлом, 80 лет назад, на молодом автозаводе, что бы сделали в первую очередь?
— Ничего бы не сделал. Наши предшественники все сделали правильно, они заложили серьезный базис для нашего сегодняшнего развития. Нет уже нашего родителя — завода имени Сталина (имени Лихачева), а завод «Урал» растет и развивается. Он был и остается для жителей Миасса работодателем номер один, который создает условия для высокопроизводительного труда и формирует комфортную городскую среду.