Главный тренер «Торпедо» Владимир Фёдоров оценил итоги сезона и перспективы команды в «Золоте».
Миасский футбольный клуб «Торпедо» стал главной сенсацией чемпионата России по футболу во Второй лиге. Мы беседуем с одним из авторов этого успеха — главным тренером команды Владимиром Борисовичем Фёдоровым. Подводя итоги сезона, он рассказал о том, как 35 лет назад пришел в «Торпедо», о фундаменте построения команды и обязательных составляющих успеха каждого матча.
57 — это не возраст
— Владимир Борисович, нынешний год у Вас юбилейный — 35 лет назад, в 1989 году, пришли в миасское «Торпедо». Как это было?
— Сначала закончил специализированную детскую спортивную школу олимпийского резерва в Челябинске, потом два года был в составе челябинского «Локомотива» (команда выступила во Второй лиге первенства СССР. — Прим. ред.) и еще два — в армии, из которой вернулся в конце 88-го года. В «Торпедо» главным тренером тогда был Валерий Петрович Знарок, друг моего отца, они в свое время играли вместе. Отец попросил его взять меня в команду, в декабре я приехал на просмотр и остался. Уже
в начале 89-го подписал контракт и стал игроком основного состава «Торпедо». Так и началась история.
— С амплуа центрального защитника определились еще в спортшколе?
— Нет, в спортшколе начинал нападающим, потом играл центральным полузащитником, а в юношескую и молодежную сборные России вызывался как защитник — крайний, центральный… А вот в «Локомотив» уже зашел как центральный защитник. Меня взяли в команду еще и потому, что тогда нужно было иметь в составе игроков до 18 лет, а не до 21 года как сейчас. Отыграл два сезона, и после этого определился с амплуа защитника.
— Все-таки когда завершили игровую карьеру? В 2006 году или были играющим тренером до 2012 года, то есть выходили на поле до 45 лет? Как столько времени держали себя в форме?
— Официально завершил игровую карьеру в 2006 и занял пост главного тренера. Я всегда себя поддерживаю в хорошей физической форме, и были моменты, когда надо было выйти помочь ребятам. Выходили когда мне казалось, что не хватает дядьки на поле, нужно не только показать что-то на макете, но и на поле. Это редкие были, конечно, случаи, выходя на поле, думал, что, помогаю, но на самом деле мешал, наверное. И только в 2012-м году успокоился.
— Получается, до 40 лет практически были на поле?
— Да я и сейчас выхожу иногда, когда играем одиннадцать на одиннадцать и не хватает одного футболиста. 57 лет — ничего страшного, выхожу, играю, упираюсь.
— Амплуа центрального защитника, наверное, в какой-то степени и предопределило тренерскую карьеру? Ведь центральный защитник как никто другой в команде должен анализировать, предугадывать действия соперника в атаке, руководить обороной, начинать атаки…
— Я скажу так: учить обороняться команду не очень интересно. Особенно когда у нас были любительские лиги, и мы за первые места всегда бились, играли с достаточно большим преимуществом. Больше внимания было уделено развитию атаки, все же хотели комбинационный, ажурный футбол, с контролем мяча… Мы и в третьей лиге, и даже в прошлом году в лиге «Б» так играли. Но в этом году, в осеннем отрезке «Серебряной лиги», я все-таки в большей степени занимался обороной. Пришел тренер Сергей Емельянов, я ему отдал атаку (он по амплуа атакующий игрок), а сам занимался обороной. Наверное, успешно — мы меньше всех в лиге пропускали.
Мы не ставим «автобус»
— Оборона — это фундамент построения любой команды. Без крепкого фундамента даже красивое строение может рухнуть. Да и давно прошли те времена, когда бразильцы играли по принципу «Вы забьете сколько сможете, а мы — сколько захотим»…
— Да, оборона сейчас начинается у чужих ворот. Мы очень много уделяем внимания прессингу, прессингуем на чужой половине поля. В основном, если посмотреть по различным чемпионатам разных стран, выигрывают и чемпионами становятся не те, кто больше забивает, а те, кто меньше пропускает. Поэтому оборона сейчас в приоритете.
— Да и вообще, хоккейные счета — это все-таки исключение из правил, нежели правило…
— Нужно иметь в атаке людей, которые могут творить. Особенно, когда проповедуешь силовой футбол, футбол противодействия, то есть то, что мы взяли за основу осенью. Мы очень тщательно разбираем соперника, определяем сильные и слабые стороны и стараемся противодействовать командам максимально эффективно. И вы видите счета: 1-0, 2-1… Для нас важно забить один гол, после чего грамотно обороняться и ловить соперника на контратаках плюс стандартные положения — это наше оружие сегодня.
— У Вас этот фундамент получается — в графе «пропущенные» у «Торпедо» меньше всех. Но от болельщиков других команд, а порой и от тренеров звучат высказывания, что мы «ставим автобус»…
«Автобус» (англ. the bus) — на футбольном сленге означает сверхосторожную оборонительную тактику, которая заключается в использовании всех полевых игроков на своей половине поля, игре на отбой, минимальном владении мячом.
— Обычно так называют стиль игры команды, которая владеет мячом менее 30% времени. Есть программа РуСтат, по которой мы готовимся к сопернику, где есть вся статистика и определенные стандарты. По ней у нас стоит 49% владения мячом за сезон. То есть мы по большому счету никому не уступаем в этом показателе.
— Успех каждого матча строится из нескольких обязательных составляющих: анализ игры соперника — исходя из этого выбор тактики на игру — установка — выполнение установки. Как у нас с каждой из этих составляющих?
— Вы все правильно перечислили. Сразу после сыгранного матча начинаю готовиться к следующему: анализирую, просматриваю запись матча, делаю нарезку, готовлюсь к разбору игры. И в голове уже рождается состав на следующую игру. Уже понимаю: кто-то где-то недоработал, у кого-то физическая усталость, психологическая подстройка под будущего соперника и прочее. Выходим с выходного дня, и в голове уже сидит состав. Я, конечно, обсуждаю его с тренерами, мы начинаем пробовать различные варианты, но базовая схема уже понятна. Мы не можем сказать, как в «Барселоне»: «Вы забьете сколько сможете, а мы — сколько захотим». Понимаем, что не доминируем в этом году над соперниками, поэтому всегда подстраиваемся под них, иногда даже по три дня сидим, разбираем.
Надо сказать, что за эти четыре года мы сильно выросли в профессиональном плане — и футболисты, и тренеры. Я отучился в Академии РФС, получил новые знания, пообщался с коллегами, посмотрел, как люди работают, где-то немножко что-то добавил, а где-то —убрал. Поэтому более профессионально начали подходить к каждому матчу, более скрупулезно — от этого и результат.
Поняли, прониклись
— В межсезонье команда обновилась капитально, но и соперники тоже обновились. Но у них совершенно другие бюджеты, поэтому усиливались, покупая игроков из высших лих, которые, не в обиду нашим ребятам будет сказано, в мастерстве и технике повыше…
— Да, у нас большая часть состава ушла, зашло 14 новых человек. Мы провели московский сбор, где пробовали различные схемы, пытались улучшить свою игру. Понимали, что будет тяжело, а задача была поставлена — остаться в этой лиге. Все футболисты к нам пришли из лиги «Б» или любительских лиг. Поначалу было тревожно. С «Химиком», конечно, был полный провал, но матч с «Родиной-2» показал, что потенциал-то есть! Более скрупулезная работа и подготовка к сопернику — это основной фактор. Но что еще важно — мы пошли по пути сплочения команды. Решили объединить парней: рассказали, за какой они город играют, какой завод представляют. И в этом сезоне (такого у нас еще никогда не было!) мы постоянно устраивали какие-то мероприятия. Первым делом, конечно, повели команду на автозавод, показали, как работает конвейер, какие машины выпускаются — парни увидели непростой труд людей, поняли, откуда приходят их зарплаты. Павел Александрович Яковлев сказал: «Кому не нравится играть, жду на конвейере, как раз недобор людей». Потом пошли в краеведческий музей, где ребята узнали историю Миасса, сходили в Ильменский заповедник, были на Тургояке… В общем, коллектив сплотился и стало легче работать. Теперь они сражаются друг за друга, и это, наверное, стало определяющим в каждой игре. Мы никого изначально не переигрывали — или в концовках дожимали, или терпели — проявляли характер и силу воли такие, что позавидовать можно. Я счастлив, что парни прониклись, это дало результат.
— Сейчас можно с уверенностью сказать, что команда сложилась во всех смыслах. Но у большинства нынешних игроков контракты до июня 2025 года. Чего ждать болельщикам?
— Надо сказать, что не все идут за деньги. Например, из лиги «Б», которую мы в прошлом году покинули, к нам пришли ребята из команд, где больше получали. Говорили: «Я хочу повыше играть». И сейчас то же самое происходит — мы шагнули в лигу, которая еще выше на голову, поэтому приглашения есть у парней и будут. Другое дело, что все связаны контрактами до конца сезона, просто так уйти никто не сможет. Единственное, мы можем предложить расторгнуть контракт по каким-то причинам. И если какой-то клуб готов купить игрока, то он может уйти за определенную сумму. Но я думаю, что костяк все-таки захочет остаться.
У нас, кстати, есть арендованный спартаковский футболист Максим Офицеров, естественно, у него есть агент. Футболист засветился, и ему уже говорят: «Собирай вещички и поехали в Первую Лигу». Но я Максиму сказал, что по моему мнению ему еще рано. В Первой сядет на скамейку, а здесь шанс в «Золоте» поиграть. Цена вырастет опять же. Нужен еще сезон закрепиться, набраться опыта, а потом уже шагать выше.
Первый на «деревне»!
— Когда весенний отрезок закончили на предпоследнем месте, речь о смене тренера, судя по всему, не шла. Хотя в любой другой команде сразу бы сняли главного тренера, его иногда и в течение сезона меняют по паре раз. Но вы же, наоборот, вместе со спортивным директором искали и нашли пути коренного решения проблемы.
— Надо понимать, что есть не только спортивный директор, но и учредители. И до меня доходили слухи, что вопрос-то поднимался о снятии тренера. Ну, или, по крайней мере, какой-то пробный шар был закинут. Думаю, затормозило то, что эта долгая работа, и в основном мы все годы выполняли задачи. Просто мы зашли в лигу, которая на голову выше, а состав остался тот же. Но мы получили хороший опыт и сделали выводы: какие-то вещи поправили и стали по-другому тренироваться, готовиться, пробовали различные схемы, к футболистам стали относиться с пониманием, чтобы они действительно были готовы и замотивированы к каждой игре. Это тоже принесло результат. Поэтому, наверное, учредители спокойно отнеслись к неудаче. Все понимали, что весной никто не вылетает. Сейчас, конечно, надо понимать, что чем выше ты взлетаешь, тем больнее падать. «Золото» — это еще один скачок.
— При нынешних бюджете и составе мы и так уже прыгнули если не выше головы, то по максимуму. В «Золоте» бьются богатые команды областных центров, у половины из которых стоит задача выхода в Первую Лигу.
— Да, если судить по городам — Москва, Санкт-Петербург, Краснодар… И Миасс — первый парень на деревне. Мы в каждую лигу заходим с девизом: «Пошумим!». Так что пошумим!
Сейчас тренеры до игр выкладывают мотивационные речи в соцстеях. Я это напоказ не выставляю, ведь то, что ты говоришь команде, — это личное. Но другие тренеры активно используют. Обычно говорили: «Миасс… Ну что такое Миасс? Мы их завтра хлопнем». И на этом я создавал мотивацию для команды, показывал ребятам эти речи, говорил, что нас пока не воспринимают. Но мы как темная лошадка — бьемся, сражаемся, и вот весь сезон на этой мотивации прошли.
Жизнь расставляет свои приоритеты. Сейчас я не понимаю, где потолок команды. Каждый год куда-то растем, растем… Конечно, хочется еще чего-то добиваться. Сейчас выходим в «Золото», где команды будут бороться за ФНЛ. Понятно, что мы за это не будем бороться, но себя покажем, настроение многим испортим!
Семимильными шагами
— Если бы кто-то сказал Вам год назад, когда заканчивали в лиге «Б», что через год выйдете в «Золото» и будете там играть, как бы отнеслись к этому?
— Я думаю, что никто бы даже не сказал. Не было даже мыслей помечтать об этом. Зимой была поставлена конкретная задача остаться в «Серебре», но как остаться? Это была сверхзадача. И весна показала, что будет очень сложно. Но осенью хорошо поработали, в команде все счастливы. Мы свыклись с мыслью, что будем в «Золоте», ведь не в последней и не в предпоследней игре это решалось. Весь сезон прокатили в четверке, поэтому ощущения от победы немножко сдержанные. В прошлом году, когда за тур до конца стали чемпионами, — эмоции были сильнее.
— Как оцениваете итоги сезона? Последние три матча проходили без трех основных игроков — были дисквалифицированы Замятин, Амелин и Агаханов. Было тяжело?
— Да, нам ребят не хватало. Еще были травмированные игроки основного состава, которых мы тоже не могли использовать, — это Лопатько, Казимир и Офицеров. Последние три игры были с одним вратарем, потому что оба дублера Ковалёва тоже были травмированы. Так что сильно рисковали в последних матчах, хорошо, что выполнили задачу. Парням всем огромная благодарность за то, что приняли наши требования. Все понимали, как надо играть правильно, прониклись идеями, которые предлагал тренерский штаб. Благодаря сплоченному коллективу у нас все получилось. Думаю, этот сезон надолго останется в памяти — он сумасшедший, непредсказуемый! Все работали четко и слаженно, не только футболисты и тренерский штаб, но и административный штаб. И благодаря этому мы заняли почетное третье место.
— Впереди — «Золото», где уровень команд выше, чем в «Серебре». Какие перспективы на будущий сезон?
— Конечно, костяк хотелось бы сохранить. Но, как и в любой команде, повышение в классе влечет за собой изменения в составе. Есть футболисты, которые не до конца себя проявили, но это не значит, что игроки плохие, просто не смогли раскрыться в нашей команде. Им будет предложено расстаться с нами. Как и любой коллектив, который переходит в лигу выше, будем усиливаться. Работа уже ведется, начались переговоры. Спортивный директор этим вопросом занимается, он находится в постоянной связи со мной.
Да, мы не сможем каких-то звезд футбола пригласить — у нас скромный бюджет. Но наша команда и не этим славится. Будем приглашать футболистов, которые примут наши идеи, органично вольются в коллектив и помогут нам добиться хороших результатов.
Для всей команды выход в «Золото» — это значительный шаг вперед. Мы прошли большой путь от любительских лиг, первенств области и КФК, и вот только четыре года в профессиональной лиге. Семимильными шагами идем! Очень рад за парней, которые с нами еще с любительской лиги — таких шесть человек. Понимаем, что работаем не зря. Отдаем много сил, энергии и времени этой работе. Клуб для меня родной, поэтому постараемся и дальше радовать наших болельщиков и руководство, которое нас финансирует.
Качественно подготовимся к новому сезону и, самое главное, не будем
мальчиками для битья, всем дадим бой. Как я уже говорил, обязательно
пошумим в «Золотой» лиге!