Н.П. Ершов, лауреат Государственной премии СССР, доктор технических наук, профессор — о Викторе Петровиче Макееве.
Моя личная встреча с В.П. Макеевым состоялась в сентябре 1970 года. Ознакомившись с планом моей кандидатской диссертации, он коротко бросил: «Поступай в мою аспирантуру». В дальнейшем последовали подобные решения В.П. Макеева: «Переходи ко мне на работу» (имелось в виду непосредственное подчинение), «Думай и возражай» (прямое указание в мой адрес), «Будь руководителем тем» (по научной работе), «Защищайся» (по докторской диссертации), «Возглавь кафедру технической механики ЧПИ в Миассе» (работа по совместительству).
Столь последовательная и безоговорочная поддержка В.П. Макеева была обусловлена актуальностью моей научной работы, связанной с механикой конструкций из композиционных материалов (КМ).
Необходимость широкого привлечения ученых и специалистов к созданию нового класса конструкций потребовала организацию Научного совета Академии наук СССР, проведение Всесоюзных конференций и симпозиумов, Межотраслевых школ и семинаров, а также издание Межотраслевых научно-технических сборников. Поставленные вопросы решались на уровне Президиума АН СССР и Аппарата Совета Министров СССР. Академик В.П. Макеев, возглавив указанную научно-организационную и издательскую работу, предложил мне должность его заместителя и ученого секретаря. Под руководством В.П. Макеева проведены 39 научных форумов в Миассе и 25 городах СССР с участием примерно 10000 ученых и специалистов. Изданы около 5000 научных трудов (тезисов докладов, кратких сообщений, научных статей и обзоров, руководств и пособий).
Итоги освоения КМ: число развернутых БРПЛ — 120, год начала развертывания — 1983, дальность (км) — 8300, боезаряды (х мощность) — 10 х 200 кт, боезаряды в резерве — 1200 (Международная безопасность и разоружение. Ежегод-ник СИПРИ. — М.: Наука, 1993, с. 268-271).
В.П. Макеев осознавал свой вклад в достижение нашей страной паритета с США в развитии стратегических наступательных вооружений. Памятен в этой связи вопрос В.П. Макеева в салоне его самолета, пролетающего над Ильменскими горами, у западного подножия которых — величественная панорама КБ и машгородка: «Интересно, а будут ли помнить меня через 30 лет?».
Этот вопрос был задан в июне 1977 года при перелете из Челябинска в Киев на Всесоюзный симпозиум, посвященный 70-летию академика С.П. Королева — учителя В.П. Макеева. В текущем году, через 47 лет, проводятся XLIV Всероссийская конференция, XIX Международный симпозиум и LIV Всероссийский симпозиум, посвященные 100-летию академика В.П. Макеева. Тогда я ответил своему учителю: «Это Ваш город!».
Поистине провидческими воспринимаются слова Виктора Петровича Макеева в сентябре 1983 года на Куршской косе, обращенные к моему 6-летнему сыну, будущему заместителю: «Учись у нас работать!». О чем думал выдающийся ученый и создатель самого смертоносного оружия XX века, глядя в безбрежные воды Балтийского моря и находясь вблизи границы бывшей Восточной Пруссии с Литвой — будущей страной НАТО?