Спортивный директор футбольного клуба «Торпедо Миасс» Денис Хитрин — о том, что стоит за главной сенсацией во Второй лиге.
Вот уже несколько месяцев миасское «Торпедо» называют главной сенсацией чемпионата России по футболу во Второй лиге. Команда, занявшая по итогам весеннего этапа предпоследнее место в группе «Серебро» дивизиона «А», и которой многие поторопились предсказать осенью вылет в дивизион «Б», будто родилась заново и по итогам двух третей турнира занимает второе место, отставая всего на одно очко от лидера — второй команды московской «Родины». Один из авторов этого успеха — наш собеседник, спортивный директор ФК «Торпедо Миасс» Денис Хитрин. Благодаря ему и нынешнему начальнику команды Константину Маркову в 2014 году возродилось миасское «Торпедо», а затем прошло путь от чемпионата Челябинской области до Второй лиги чемпионата России.
Самолюбие и амбиции
— Денис Владимирович, в начале лета перспективы были не радужные. Как тогда решали выходить из такого положения, какие коррективы вносили? Вообще, какую задачу поставили, прежде всего перед собой, исходя из бюджета клуба, по размеру которого мы по-прежнему на последнем месте в лиге?
— Мы спортсмены, у нас есть самолюбие и амбиции. Стояла задача сохраниться в «буфере», в котором, как при любой реформе, есть плюсы и минусы. С одной стороны, в ходе напряженного турнира сложно развивать футболистов, терпеливо ждать результатов. Но, с другой, здесь интересно. Каждый матч бескомпромиссный, да и медийно эта лига привлекательна. Конечно, нам хотелось здесь остаться.
После лиги «Б» мы практически полностью сохранили состав, сделав ставку на опытных футболистов.
Но во время адаптации к лиге «А» поняли, что кадровые решения все-таки нужно принимать. У нас оказался один из самых высоких показателей среднего возраста команды, а лига «А» более энергозатратная, интенсивная, требуется не только мастерство, но и способность выдерживать эти нагрузки. Поэтому пригласили достаточно большую группу молодых футболистов.
— Как искали летом игроков, без которых сейчас «Торпедо» невозможно представить? Все они или вообще не играли в профессиональных клубах, или выступали во Второй лиге «Б». Тот же Роман Ковалёв, которого сейчас справедливо считают одним из лучших голкиперов лиги, из мало кому известного новокубанского «Биолога». Быков, Кочергин вообще не играли в профессиональных клубах…
— Начиная с третьей лиги мы стали знакомиться с разными ребятами. Еще есть так называемые «скауты на удаленке», которые сами выходят на главного тренера, на меня, предлагая рассмотреть того или иного футболиста.
В первую очередь мы отфильтровывали тех, кто далек от нашей философии. Обращали внимание не только на технику и мастерство, но и на потенциал. Быков и Кочергин — это пример футболистов, которые не имеют опыта в профессиональном футболе. Таких очень много в стране, а так как у них нет агентов, то их не замечают и не рассматривают серьезно. А мы просматривали таких футболистов на видеозаписях матчей. Дальше шел этап согласования с тренерским штабом, после чего мы вместе с главным тренером принимали окончательное решение.
С Быковым вообще целая история вышла. Нас заинтересовали его поставленный удар, нацеленность на ворота, надеюсь, он продолжит эти качества развивать. Парень приехал к нам с микротравмой, рвался в бой уже на первой тренировке. Успел за полчаса проявить себя, понравиться тренеру, но «сломался». На последующем сборе в Москве его естественно не было, лечился. Поэтому дали возможность приехать в Миасс уже после этого сбора.
Что касается Ковалёва, то это настоящий трудяга, и, наверное, футбольный бог вознаградил его за это. Настоящий пример для подражания — приходит на тренировки раньше всех, остается после… Очень надеюсь, что Роман продолжит развиваться и не исключаю, что клубы уровнем выше проявят к нему интерес. Он этого заслуживает.
Мотивация
— А как мотивировали игроков? За счет чего получилось в максимально короткие сроки создать коллектив, который бьется в каждой игре, «на зубах» добивается результата?
— Тренерскому штабу удалось оценить сильные качества футболистов и вытащить их на первый план, снивелировав тем самым наши слабые места. Кроме того, не имея возможности планомерно строить игру в этой лиге, мы пошли по пути упрощения футбола с акцентом на результативность. Безусловно, идет сумасшедшая самоотдача. Сегодня футболисты и тренеры вытаскивают из себя запредельные ресурсы, не имея должных условий, которые мы пока не можем себе позволить — в плане восстановления, организации быта, вознаграждения за непростой труд. Есть над чем работать.
— Сейчас в команде подобрались молодые футболисты, которые хотят что-то доказать.
— Да, такая группа футболистов есть. Но стоит отметить и старожилов команды. После победы в лиге «Б» (а это первое такое достижение в профессиональном футболе для Миасса), им вроде уже ничего не нужно было доказывать. Из-за этого в начале сезона и возникла проблема: ребята потеряли эффективность, а на них равнялись все остальные. Сегодня, когда в команде появилось много новичков, те же Замятин и Прутов проявляют себя настоящими лидерами. И не просто как-то эмоционально заводят, а работают на результат. Голы, передачи, выбор позиции… Они ведут за собой остальных — это важно.
Весь путь вместе
— В любом другом клубе предпоследнее место с большой вероятностью влекло бы смену главного тренера. У нас же Владимиру Фёдорову нет равных по стажу руководства одной командой не только во Второй лиге, но, может быть, вообще в российском футболе (Фёдоров 35 лет назад пришел в «Торпедо» в качестве игрока. 15-й сезон — тренер, с 2014 года — главный тренер — ред.). Его никуда не сватают? А то болельщики одной из команд Второй лиги недавно уже начали в соцсетях писать, что Фёдорова надо приглашать…
«Фёдоров — тот тренер, который всегда добивался результата. И я ему доверяю, что очень важно. Мы уважаем и дополняем друг друга, вместе прошли большой путь — это дорогого стоит»
— У него были предложения после победы в лиге «Б». И сейчас, когда человек проявляет себя, добивается результатов, тем более, с ограниченными возможностями, на него, конечно, обращают внимание. Но Фёдоров очень сильно ассоциирует себя с миасским футболом. Хоть родом он из Челябинска, но вместе с Миассом практически всю свою жизнь. Поэтому он больше чем тренер, очень многое сделал для развития футбольного клуба, и мы не готовы так просто расстаться.
Порой действительно возникают ситуации, когда тренер уже не может эмоционально зажечь себя и футболистов. Мы с этим сталкивались, но всегда удавалось помочь справиться с давлением, вдохновить и вернуть эмоцию в команду.
Замечу, для главного тренера большую роль играют помощники — они должны найти общий язык, сходиться в видении игры, тренировок, развития футболистов, не боясь при этом высказывать свое мнение. Считаю, что нам удалось такие взаимоотношения реализовать во второй части сезона.
— Как считаете, отец, который всю жизнь отдал «Торпедо», был бы доволен сегодняшней командой? (Владимир Хитрин — легенда миасского футбола, за ним навечно закреплен в команде десятый номер — ред.).
— Скажу так: я верующий человек и, наверное, все, что мы сейчас имеем, сложилось не без его участия. При жизни он вместе с другими людьми, не только футболистами, но и руководителями, футбольной общественностью многое заложил в миасский футбол. Думаю, и после ухода из жизни он так или иначе помогает нам в развитии клуба.
Сегодня «Торпедо» делает очень много для того, чтобы Миасс узнали в разных уголках Российской Федерации. Это важный фактор. И это внимание, которое сейчас оказывают клубу, в том числе и за пределами города, нужно использовать. Миасс должен стать яркой точкой на футбольной карте России. Это будет данью памяти всем тем, кто в разные годы развивал футбол в Миассе.
Без комплексов
— Порой болельщики высказывают пожелания, чтобы клуб уделял побольше внимания работе с ними, чтобы над трибуной появилась крыша…
— В 2019 году мы начали получать субсидию от министерства. Для нас это была большая помощь, ведь до этого клуб был практически частным. Тогда решили вести деятельность по привлечению болельщиков, на это выделялся бюджет. Но по итогам сезона разница между вложениями и полученной прибылью оказалась настолько большой, что я принял непростое решение направить эти деньги на спортивный блок. Ведь, в первую очередь, все-таки должен быть спортивный результат, который и приносит нам доход, и привлекает болельщиков. Тем более, у нас никогда не было больших зарплат. Мне хотелось бы, и это одна
из наших целей, чтобы ребята за свою непростую работу и короткий футбольный век получали достойные деньги.
Нужно продолжать развивать инфраструктуру. Мы вынуждены решать элементарные задачи, которые не стоят перед другими клубами. До конца этого года должно появиться освещение, что позволит стандартизировать время начала матча. Это уже будет заявка на некую традицию — ходить на стадион в одно и то же время. Нужна крыша на трибуне, вторая трибуна на противоположной стороне, тоже с крышей естественно, какие-то зоны, где мы могли бы активности для болельщиков проводить. В идеале — сделать из футбола мероприятие, на которое хотелось бы прийти с семьей, друзьями. Будет здорово!
— «Торпедо» иногда называют фарм-клубом «Челябинска». Какие у вас отношения?
— У нас одни учредители от области. Это говорит о том, что при нынешнем руководстве региона футбол развивается. Второй важный момент: футбольный клуб «Челябинск» наконец поставил серьезную задачу — выйти в Первую лигу. Соответственно, нас жизнь обязывает следовать за ними. Будет здорово, если этот тандем будет именно так работать: чем выше они, тем выше мы. А дальше все рассудит футбол — почему бы не помечтать оказаться выше них? У нас нет комплексов.
— Какие у клуба взаимоотношения со спонсорами? АЗ «Урал», Фонд развития спорта…
— Автомобильный завод «Урал» не так давно официально стал одним из учредителей — можно сказать, восторжествовала историческая справедливость. Кроме того, учредителем в лице Фонда поддержки спорта стала Челябинская область. Это произошло своевременно. После победы в лиге «Б» было тяжело делать следующий шаг, и нас поддержали — мы участвуем в «Серебре». Но сам переходный этап, который, наверное, до сих пор продолжается в плане стабилизации, в том числе финансовой ситуации, был острым. Сейчас более-менее все входит в свое русло. И здесь не столько важен размер бюджета, хотя, конечно, какой-то минимальный потолок должен быть в этой лиге, потому что география широкая, плюс логистика усложнилась, сколько важна стабильность. И мы эту стабильность должны обрести в ближайшее время, чтобы жить не только сегодняшним днем. С 2014 года, когда возродили команду, и по сей день мы жили даже не от сезона к сезону. Горизонт планирования был очень коротким. А финансовая стабильность позволит нам элементарно понимать, на что можем рассчитывать, каких футболистов пригласить, какую чуть более долгосрочную стратегию выстроить.
И еще такой момент отмечу. В первый наш год в профессиональном футболе на поле выходили девять человек, которые с нами еще на первенство области играли. Вот такая была жизненная необходимость — мы не могли позволить себе постоянно усиливать состав, поэтому рассчитывали только на свой кадровый резерв. Уникальная история.
— Выходит, что небольшой бюджет имеет и свои положительные стороны?
— Безусловно. Я бы не хотел сейчас какие-то итоги подводить, еще рано. Но можно точно сказать одно: мы всегда были эффективными, «Торпедо» удавалось сохранять баланс между нашими возможностями и спортивным результатом. Этому мы планируем следовать и дальше.
Цель — своя академия
— Болельщиков всегда интересует, как подрастает местная молодежь? И тут возникает дилемма: с одной стороны, нужен результат, а с другой — где наши? Почему приезжие?
— Клуб старается делать все возможное для воспитания собственного резерва. Раньше у нас был дубль, который мы финансировали, когда финансирования не хватало даже основной команде. Тогда молодые парни победили в Чемпионате области, и мы дали возможность им расти, они отыграли два сезона в третьем дивизионе. Однако спортивного результата не было, да и не так много футболистов получили в главную команду. В итоге решили, что нужна более системная работа, взаимодействие со школой. Мы стали более прагматичными. Лучше в этом направлении сделать шаг назад, чтобы потом сделать два вперед.
У школы сегодня достаточно неплохое финансирование. Когда она только создавалась, были нищенские условия, а самое печальное — не было перспектив. Эту проблему мы решили: наша команда играет на профессиональном уровне — мотивация работать у детей запредельная.
Однако сегодня уровень требований к базовой подготовке молодых футболистов значительно вырос. И сейчас необходимо понять, что основная задача школы — не выиграть какой-то турнир, а подготовить как можно больше футболистов в профессиональную команду.
— На тренировках «Торпедо» в последнее время часто мелькают ребята из футбольной школы…
— Дети посмотрели видео с тренировок, после чего захотели прийти и помочь футболистам. Они подают мячи, собирают инвентарь… Так мы затянули их в тренировочный процесс. Бывает, они выполняют и упражнения на профессиональном уровне. Это заряжает торпедовцев, а ребята получают опыт.
— Но академии футбола со всей инфраструктурой у нас конечно никогда не будет…
«Футбольная академия — моя мечта. Концептуально мы давно это обдумываем, рано или поздно пазл должен сложиться»
— На самом деле это наша стратегическая цель. Пока рано о чем-то говорить, но мы серьезно работаем в этом направлении. Академия обязательно должна у клуба появиться. Но чтобы развивать футболистов и тренеров, нужны возможности, бюджет.
Когда мы вышли во Вторую лигу, должны были финансировать участие школы в Первенстве России. Но на тот момент мы не имели такой возможности, проще было сразу команду закрыть. Но работали над этим и в итоге добились выделения целевой субсидии из бюджета города. Того же самого мы добьемся и с академией, где все будет направлено на главную цель — подготовку футболистов в профессиональную команду.
Виктория Исаева, Владимир Стрельников