5243 километра, 2992 из которых — скоростные участки, смогли преодолеть немногим более половины участников ралли «Шелковый путь».
Марафонский ралли-рейд «Шелковый путь» в нынешнем году организаторы постарались максимально приблизить к «Дакару», которого сейчас лишены наши команды.
Маршрут, по которому прошли соревнования, стал самым разнообразным в истории и бросил спортсменам уникальный вызов. Так, на одном из этапов экипажи прошли небывалый 100-километровый отрезок дюн. Вообще, было все, что только возможно: длинные сложные марафонские спецучастки с разным рельефом и покрытием — и скользко, и вода, и камни, и извилистые, и скоростные дороги, и броды… В общем, 14-й «Шелковый путь» стал настоящей проверкой на прочность и для гонщиков, и для техники.
Реванш «Синей армады»
Как и ожидалось, наиболее напряженная борьба развернулась в самой представительной зачетной группе — грузовиков. На старт вышли исключительно заводские команды — «КАМАЗ-мастер», «МАЗ-СпортАвто», «URAL MOTORSPORT» и «ГАЗ Рейд Спорт». «Синяя армада» из Набережных Челнов была настроена на реванш за прошлогоднее поражение, белорусские «Красные зубры» стремились доказать, что победа на «Шелковом пути — 2023» была неслучайна.
Напомним, «КАМАЗ-мастер» — самая титулованная команда мирового автоспорта в классе спортивных грузовиков, впервые участвовала в ралли 36 лет назад, 17 июля 1988 года. Экипажи из Набережных Челнов 19 раз становились победителями «Дакара», 11 раз выигрывали «Шелковый путь».
У белорусской команды биография хоть и короче, но тоже не может не вызывать уважение. «МАЗ-СпортАвто» была создана в 2010 году. В первой гонке «Шелковый путь-2010» финишировала 12-й, на следующий год два экипажа заняли 18-е и 23-е места. Самые высокие результаты в ралли «Дакар» показал руководитель команды и пилот основного экипажа Сергей Вязович: второе место в 2018 году, третье место — в 2020-м. А в прошлом году Вязович выиграл «Шелковый путь».
И хотя на стороне российской команды был еще и численный перевес (5 КамАЗов против 3-х МАЗов), белорусские гонщики заранее лидерство отдавать не собирались. Сергей Вязович навязывал борьбу на каждом этапе, показал лучшее время на нескольких спецучастках и в итоге занял третье место. Ну, а давно известная командная тактика обеспечила команде «КАМАЗ-мастер» убедительную победу в 11-й раз. Экипаж двукратного победителя «Дакара» заслуженного мастера спорта России Дмитрия Сотникова в пятый раз на первом месте, экипаж руководителя команды Эдуарда Николаева — на втором.
Статистами не были
Что и говорить, наша команда «URAL MOTORSPORT» по сравнению с «Синей армадой» и «Красными зубрами» словно школьники перед дипломированными специалистами. Дебютировали в ралли лишь в прошлом году, в этом году построили второй спортивный «Урал» в то время как в арсенале у соперников уже несколько поколений гоночных грузовиков, серьезнейшая база и уникальный опыт. Но как отмечают и специалисты, и соперники, миасская команда уже успела зарекомендовать себя коллективом, с которым как минимум надо считаться.
Наши экипажи Юрия Наймана (штурман Дмитрий Вихренко, механик Николай Королев) и Алексея Попова (штурман Антон Кушников, механик Иван Тетерин) с первого этапа показали, что статистами в гонке быть не собираются. О том, как наши ребята проходили спецучастки, как на дистанции устраняли неисправности своих болидов, какая работа шла на бивуаках, мы ежедневно рассказывали на нашем сайте «Миасский рабочий.RU», в телеграм-канале и социальных сетях.
Несмотря на проблемы (а без них ралли не бывает), все шло в режиме, который можно было назвать штатным. До седьмого этапа.
Не хватило 30 километров
…Практически сразу после старта, на третьем километре СУ7 «Урал» Алексея Попова на большой скорости влетел в яму. У машины серьезные повреждения, у пилота — сильные боли в спине после удара.. Алексея отправили в больницу. Автомобиль добирался до финиша на автовозе. Вердикт врачей: компрессионный перелом второго позвонка. Разумеется, о продолжении гонки речи быть не могло, борьбу продолжил лишь «Урал» под номером 307.
И продолжил экипаж Юрия Наймана вполне уверенно. Понапрасну не рискуя, 307-й шел на седьмой позиции, опережая перед последним этапом ближайшего преследователя Андрея Каргинова на 2 часа 23 минуты. Оставалось лишь пройти в своем темпе 323-километровый спецучасток.
На отметке 224 км Юрий показал седьмое время. А потом потянулись томительные минуты и часы ожидания — на финише «Урала» все не было и не было. Ясность внесло шокирующее известие: за 30 километров до финиша, оставив позади больше 5 тысяч км, грузовик встал. Реанимировать его экипажу не удалось. Сход. Согласитесь, если бы такую развязку мы увидели в каком-нибудь фильме, то реакция была бы однозначной: «Вранье, так
в жизни не бывает».
«Спасибо за поддержку всем, кто болел за нас! От лица команды приношу извинения за то, что не смогли оправдать ваших ожиданий, — обратился к болельщикам директор департамента автомобильного спорта АЗ «Урал» Виктор Яковлев. — Обещаем, приложим все усилия, чтобы становиться лучше от гонки к гонке. И хотелось бы еще раз пожелать Алексею скорейшего восстановления, здоровье и безопасность — главный приоритет для нашей команды».
Что к этому добавить? Разве лишь вспомнить, что даже научиться ходить невозможно, не набив себе шишек. И напомнить слова Нельсона Манделы: «Я никогда не проигрываю. Я либо побеждаю, либо учусь».