Виктор Яковлев: «Для нас «URAL MOTORSPORT» команда не только по штатному расписанию, но и по духу, поэтому мы работаем до победного».
Вчера команду «URAL MOTORSPORT» торжественно проводили с центральной площади Челябинска, напутственные слова спортсменам сказал губернатор Алексей Текслер. А накануне в Миассе прошла пресс-конференция, на которой участники команды рассказали о поставленных задачах, конечной цели, соперничестве во время гонки, приобретенном опыте и сложностях автоспорта.
Воспитать плеяду
Павел Яковлев:
«В ралли побеждает не тот, кто быстрее, а тот, кто доезжает до финиша. Стоимость технического схода гораздо дороже, чем выигрыш на участке. Иначе говоря, сесть на шпагат сможет 90%, вопрос в том, сколько сможет встать…»
Генеральный директор АЗ «УРАЛ» Павел Яковлев:
«Мы возвращаемся в ралли, в спорт высоких достижений, спустя 30 лет. Еще в 90-е годы миасская команда триала добивалась успехов в автоспорте, поэтому мы приняли осознанное решение: пришло время возрождать традиции, устанавливать и культивировать этот вид спорта в Миассе. Пока что мы не ставим сверхвысоких целей, понимая, что надо провести хорошую подготовку, чтобы брать подиум. Сейчас стоят задачи пробовать, учиться, получать опыт, конечно, составлять достойную конкуренцию другим участникам, но главное — постепенно воспитать плеяду спортсменов, которые смогут бороться с лидерами. Ежегодно мы будем добавлять по одному экипажу, в этом году едем на ралли уже двумя экипажами.
Моя задача в том, чтобы команда не испытывала проблем с обеспечением. Самое сложное сейчас — даже не столько тренировочный процесс, сколько процесс создания спортивных машин, потому что, к сожалению, не все комплектующие доступны в тех странах, где мы можем их покупать».
Не только соперники
Директор департамента автомобильного спорта АЗ «УРАЛ» Виктор Яковлев:
«В автоспорте не бывает несерьезных соперников. Однако наши коллеги из других команд не только соперники, они еще и товарищи. Во время гонки мы бьемся изо всех сил, но когда приезжаем на бивуак, место, где мы чинимся, живем, мы всегда помогаем друг другу в силу возможностей. В прошлом году мы, к примеру, автомобиль другой команды вытащили, конечно, это стоило нам времени, но в экстренной ситуации нельзя иначе.
Мне с детства интересно все, что связано с автомобилями. Я работал на автозаводе и слесарем, и снабженцем, и в экспериментальном цехе, собирал автомобили от и до, поэтому прекрасно понимаю весь техпроцесс. У нас в штате 32 человека пока что, средний возраст команды — около 30 лет. И для нас это команда не только по штатному расписанию, но и по духу. Для многих ребят — это дело, которое им действительно нравится. Есть люди, которые пытались к нам прийти, но когда мы начали рассказывать, что в час ночи, к примеру, мы не спим, а собираем машину, многие передумали. Они не понимают, зачем работать дольше отведенных восьми часов. У всех есть свои задачи, и мы работаем до победного».
Важен каждый
Пилот первого экипажа Юрий Найман:
«Я кое-какой опыт пилотирования получил в прошлом году, и уже могу что-то подсказать Алексею Попову. Конечно, во второй раз легче: мы знаем, что конкретно нужно взять из запчастей, чтобы не перегружать машину, можем рассчитать, сколько нужно топлива, чтобы осталось на финише
и хватило на перегон до следующего участка.
На пилоте лежит определенная ответственность, ведь именно он принимает финальное решение — тормозим на яме или перелетаем? Но это в первую очередь командный вид спорта, здесь от каждого зависит очень многое. Штурман ведет, предупреждает, механики собирают и обслуживают автомобиль. Кстати, многие сегодня спрашивали, почему на пресс-конференции нет механиков из состава экипажей? Потому что они даже сейчас работают над автомобилем».
Будь здоров!
Пилот второго экипажа Алексей Попов:
«Я в прошлом ралли участвовал в качестве механика. Можно подумать: ну что такого механик делает? А он следит за тем, чтобы машина доехала. И обязательно нужна хорошая физическая подготовка, потому что в прошлом году было тяжело. Бывало просыпаешься после получаса сна и не понимаешь, что с твоим телом происходит. Поэтому за межсезонье мы с ребятами активно приводили себя в форму. И с уверенностью могу сказать, что сейчас намного проще. Элементарно даже запчасти перетащить, колеса поменять.
Грузовик он вроде бы большой, но в некоторых местах очень маленький. Иногда приходится такие пируэты выдавать, чтобы куда-то залезть… У нас сейчас появился новый механик, метра полтора ростом, это самый незаменимый человек в команде. Потому что он везде сможет залезть.
Перед соревнованиями все проходим медицинское обследование. Потому что не дай Бог кому-то станет плохо, когда мы 17 дней едем, например, в Монголии… Конечно же больницы там нет. Поэтому все должны быть абсолютно здоровы».
За считаные секунды
Штурман Антон Кушников:
«В прошлом году мне как штурману тяжелее всего было в Астрахани, она считается одной из самых сложных в России. Мне кое-что на пальцах объяснили товарищи из других команд, на этом все. По факту мы поехали на свой страх и риск. Конечно, были ошибки с моей стороны. Несколько раз уезжали совсем не туда, но усилиями всего экипажа находили правильный путь. То есть, я сижу с книгой, передо мной еще три навигационных прибора, отсекаю расстояние и смотрю курс. При этом мне нужно правильно интерпретировать картинки и объяснить ребятам, какая впереди опасность. Например, какой-нибудь сложный перекресток, нам нужно повернуть в третье ответвление, а там три ямы, при этом нужно держаться правее, потому что есть овраг, и это нужно за считаные секунды объяснить. Но тем не менее справились».
Сплоченный коллектив
Механик Александр Шмелев:
«Относительно прошлого года уже знаем нашу машину вдоль и поперек: где заранее нужно проверить какие-то узлы и компоненты, где что-то заменить… У нас сложился очень сплоченный коллектив, каждый специалист знает свое дело, ему не нужно объяснять, что делать. Машина приезжает, и мы как муравьи вокруг нее разбегаемся и начинаем чинить. Сейчас можно сравнить: если раньше мы работы по обслуживанию проводили с 7 вечера до 4 утра, то сейчас мы в 12 часов ночи уже свободны, машина к этому времени полностью готова к следующему спецучастку. У нас на самом деле очень замечательный автомобиль, он доставляет не так много хлопот.
В прошлом году мы ехали, не зная, что нас ожидает. Сейчас уже, конечно, более подготовлены. Так что опыт прошлого года сильно пригодится, и мы постараемся машины держать всегда в тонусе, чтобы они показывали только лучший результат.
А еще в прошлом году, пока строили наш автомобиль, он настолько глазу приелся, что когда мы приехали и увидели автомобили соперников, немного растеряли уверенность… Думали, что возможно мы где-то не так хорошо постарались. Но потом к нам подходили люди в разных городах и говорили, что у нас самая классная тачка, такая яркая, красивая. И нам, инженерам и механикам, это было просто невероятно приятно слышать».
Блиц-опрос
— Самое экстремальное условие, которое приходилось преодолевать?
— Ужасная жара в Оренбурге. Тогда было плюс 40 градусов на улице и где-то плюс 65-70 градусов в кабине.
Морально сложный момент был в Волгограде. Там столько мошкары… она пролетала абсолютно через все, ничего не было видно… и искусали нас так сильно, что когда вернулись домой, родственники решили, что это ветрянка. Сейчас даже думаем, что лучше уж жара.
— Самое яркое впечатление?
— Самым ярким, наверное, для нас был торжественный старт — центр Казани, большая арка, тысячи людей приветствуют. Было очень красиво. И, конечно, финиш, на Красной площади.
А для механиков самим ярким впечатлением стало то, что машина все-таки доехала до финиша.
Ралли-рейд «Шелковый путь» — большой международный проект, который проводится при поддержке Президента и Правительства РФ
Проект ведет свою историю с 2009 года, на протяжении многих лет объединяя не только регионы Российской Федерации, но и страны Евразии. Гонка проходила по территории таких стран, как Россия, Китай, Казахстан, Монголия, Туркмения.
Международное ралли «Шелковый путь» включает в себя соревнования во всех существующих официальных зачетах: грузовики, автомобили, мотовездеходы, а также мотоциклы и квадроциклы, которые вошли в программу соревнований в 2019 году.
С 2009 по 2023 год 1215 экипажей из 53 стран преодолели 64626 километров на дистанции ралли «Шелковый путь». 60 городов принимали участников ралли.
В 2023 году маршрут ралли-рейда проходил по 13 регионам Российской Федерации, на старт вышли 98 экипажей из 23 стран. Протяженность гонки составила 5247,7 км, из них 2277,5 км — спецучастки.
После 30-летнего перерыва на старт ралли-рейда 6 июля 2023 года в Казани вышла команда УралМоторСпорт, представляющая автомобильный завод «Урал». Экипаж в составе пилота Юрия Наймана, штурмана Дмитрия Вихренко и механика Алексея Попова успешно преодолел всю дистанцию и финишировал девятым в группе грузовиков Т5 с результатом 33 часа 41 минута 42 секунды.
День за днем за «Белыми тиграми»
Трансконтинентальный ралли-марафон пройдет по маршруту длиной 5 243 километра, из которых 2 992 — скоростные участки, и соединит пять регионов Российской Федерации: Томскую, Новосибирскую и Кемеровскую области, Алтайский край, Республику Алтай; с регионами Западной и Центральной Монголии и Гоби.
Церемония старта четырнадцатого международного ралли-рейда состоится 5 июля на площади Ленина в Томске, участникам предстоит преодолеть 11 этапов, включая этап-марафон. Торжественная церемония чествования победителей и финишеров ралли «Шелковый путь» состоится 15 июля в Улан-Баторе.
5 июля. Этап 1
«Томск — Томск»: 56,65 км (СУ — 24,96 км). После пролога в пригороде Томска экипажи отправятся на торжественную церемонию старта на площади Ленина.
6 июля. Этап 2
«Томск — Барнаул»: 618,77 км (СУ — 180,2 км). Два спецучастка, разделенные лиазонами (участками на дорогах общего пользования, где необходимо соблюдать все требования ПДД). Грунтовые дороги, броды, овраги и перелески.
7 июля. Этап 3
«Барнаул — Горно-Алтайск»: 351,05 км (СУ — 132,85 км). Быстрые грейдерные дороги, узкие лесные дорожки с ямами, вязкие пески.
8 июля. Этап 4
«Горно-Алтайск — Кош-Агач»: 614,14 км (СУ — 164,97 км). 50% — твердый каменистый грунт, 50% — дороги с острыми камнями. Высота до 2500 метров над уровнем моря потребует особой настройки техники.
9 июля. Этап 5
«Кош-Агач — Ховд». 552,42 км (СУ — 296,2 км). 80% — твердый каменистый грунт, 20% — дороги с острыми камнями. Высота над уровнем моря 1200 — 2150 метров. Спортсмены пересекут границу с Монголией.
10 июля. Этап 6
«Ховд — Ховд» (кольцевой этап). 542,3 км (СУ — 440,17 км). Первый кольцевой этап ралли-марафона пройдет по каменистому плато, в этот день механики смогут немного отдохнуть. Первыми дюнами (около 15 км) начинается сложный маршрут с сыпучим мелкозернистым песком.
11 июля. Этап 7
«Ховд — Алтай». 512,44 км (СУ — 385.15 км). Штурманам предстоит распутывать паутину каменных дорог и преодолевать множество сухих ручьев. Более 40 километров труднопроходимых дюн между горными хребтами, которые можно пройти только в одном направлении. Финальные 15 километров дюн с отвесными обратными склонами, которые становятся невидимыми и опасными.
12 июля. Этап 8
«Алтай — Алтай» (кольцевой этап). 492.12 км (СУ — 314,08 км). Через скалистые дороги к каменному руслу реки, ведущему к пескам. После сложного подъема 100 километров дюн в песках Завхана, горные плато, каменистые ущелья сухих рек, финиш на максимальной скорости по ровным каменистым дорогам.
13 июля. Этап 9
«Алтай — Баянхонгор». 558,03 км (СУ — 422,69 км). Высокогорный спецучасток: старт по каменистым дорогам, через горный перевал с серпантином к руслу реки, затем маршрут ведет вдоль гор через поперечные каменные овраги. Финальный спринт по холмам и руслам. Вечером механикам предстоит подготовить гоночную технику к предстоящему марафонскому этапу.
14 июля. Этап 10
«Баянхонгор — Мандалгоби». 562,86 км (СУ — 307,64 км). Марафонский этап может изменить расстановку сил в турнирной таблице. Он проводится по специальным правилам. Механики и автомобили сервиса остаются на бивуаке в Баянхонгоре до начала финального дня. Покрытие типично
для северной части пустыни Гоби: скоростные степные дороги чередуются с каменными извилистыми дорожками
на плато. На бивуаке в Мандалгоби пилотам предстоит самостоятельно обслужить свою технику перед финальным этапом.
15 июля. Этап 11
«Мандалгоби — Улан-Батор». 379,44 км (СУ — 323,51 км). Мастерство пилота и внимание штурмана к дорожной книге будут играть ключевую роль, даже небольшая ошибка в навигации может стать роковой. Быстрые участки с множеством параллельных каменистых дорог и пересечений сухих русел рек.
Вечером в Улан-Баторе будут объявлены имена обладателей «Белых тигров» — главных трофеев международного ралли «Шелковый путь».