На льду встретились две команды — «Легенды Миасса» и «Легенды хоккея», в состав которой вошли олимпийские чемпионы, чемпионы мира и народный артист Игорь Бутман.
9 февраля на ледовой арене «Миасс» прошел мастер-класс для юных спортсменов города, а также «Матч легенд хоккея».
Перед началом матча наши земляки и звезды хоккея провели мастер-класс для совсем юных спортсменов из команд «Вертикаль» и «Заря». На льду ребята показали себя настоящими борцами, для которых важно быть частью проходящего мероприятия, получить опыт от уже бывалых спортсменов, которые прошли через воду, огонь и медные трубы.
Дети разделилась на две команды и вышли на лед для предыгровой раскатки. Под чутким руководством Сергея Бабинова, Евгения Давыдова, Сергея Шепелева, Ирека Гимаева спортсмены отрабатывали ряд упражнений. Затем состоялся матч. Легенды старались поддерживать юных спортсменов и заряжали их своим настроем.
После мастер-класса на арене развернулось противостояние двух команд: «Легенды Миасса» и «Легенды Хоккея». Но перед этим Игорь Бутман исполнил гимн Российской Федерации на саксофоне.
Три периода по 15 минут прошли мимолетно. Шайбы одна за другой летели в ворота команд. На первых минутах матча вперед вырвалась команда «Легенды Миасса». Но несмотря на это «Легенды хоккея» не дали расслабиться соперникам и уже в конце первого периода сравняли счет.
Третий период до серии штрафных ударов закончился ничьей, со счетом 9:9. После чего каждый игрок из команды выходил на лед, чтобы пробить буллит. Это дало возможность команде «Легенды Миасса» одержать победу со счетом 12:10.
Игорь Бутман: «Хоккей очень похож на джаз»
— Игорь Михайлович, на одном из интервью Вас спрашивали, кем бы Вы стали, если не музыкантом? И Вы ответили: либо летчиком, либо спортсменом. Почему же победило музыкальное начало?
— Во-первых, мне это нравилось, как и другие профессии, в которых я мог развиваться, но в музыке у меня стало хорошо получаться. Я понимал, что если усердно заниматься, то можно добиться больших успехов и карьера будет долгой. Я до сих пор играю на саксофоне, руковожу оркестром. Что касается хоккея, то в этом направлении век достаточно короткий, особенно профессиональный, затем можно стать тренером, но это уже не игра. Быть спортсменом достаточно тяжело, эта деятельность требует огромного здоровья. Особенно в Советском Союзе: если не попал в сборную СССР, то неизвестно, какой путь выбирать дальше, тем более было неизвестно, кто туда попадет, а это было самое главное для любого советского хоккеиста. Возможно, если бы на тот момент для меня хоккей был лучшим вариантом, то ушел бы в него.
— Насколько я знаю, Вы, еще учась в музыкальной школе, играли на кларнете. Почему впоследствии выбор пал на саксофон?
— Саксофон — производный от кларнета. Адольф Сакс придумал этот инструмент, чтобы он был более громким, чем кларнет, но имел такой же принцип извлечения звука. Саксофон стал королем джаза, именно в этом направлении он нашел свое место. Мне нравилась джазовая музыка, также я слышал саксофон и в рок-группах, и в вокально-инструментальных ансамблях. Сам звук, подача очень привлекали.
— А как возникла любовь к джазу?
— У меня отец любил джаз, и именно он привил интерес к этому направлению, а также к эстраде и року. Но потом, в квинтэссенции всех направлений, больше по душе мне оказался джаз.
— Как по Вашему, музыка и спорт пересекаются? И в чем это проявляется?
— Очень пересекаются. Вообще спорт, особенно хоккей, очень похож на джаз. Все учат определенные схемы, уроки мастерства берут, благодаря которым накапливаются опыт и знания. Но самое главное — это импровизация. То есть, схема кажется вроде бы одной и той же, но каждый раз мы восхищаемся фантазией игрока и, в какой-то степени, юмором, которые он демонстрирует на льду. Когда человек обыгрывает трех человек — это значит, что он очень ловкий, хитрый и умный. Так же и со скоростью, все должно происходить на лету, как и в музыке. Но, с другой стороны, существуют правила, у игрока должна быть определенная база, на чем будет строиться игра. Поэтому хоккей наверное ближе всего к джазу.
— Как Вам сегодняшний матч? Сложно было?
— Сложно, конечно, потому что против нас играли хорошие игроки, и у нас в команде легенды, которым нужно соответствовать. Матч был больше дружеским, все получили удовольствие, забивали голы и восхищались друг другом. Были хорошие комбинации, великолепная игра вратарей. Зрителям понравилось смотреть на Шепелева, который в 1981 году забил три гола канадцам, Сергея Бабинова, который подрался с Джорданом Нолоном, когда в Монреале играли. Все — легенды!
— Что для Вас важно — победа или участие?
— В любом случае важна победа, но если ты не участвуешь, то и не победишь. Мы хотели забить, хотели выиграть и при маленьких нюансах все получили удовольствие. Главное, что мы все увиделись.
— Хотя Вы человек искусства, это не мешает Вам быть борцом. Вы играли на саксофоне во время полета на воздушном шаре. Увидим ли мы вас в Книге рекордов Гиннесса?
— Честно говоря, я буду делать то, что мне больше нравится. Может быть и попаду в книгу рекордов, но если не в эту, то постараюсь попасть в другие. Люди ставят перед собой четкую цель. Моя же цель — попасть в книгу о музыке, джазе…
— А как возникла эта идея?
— На одном из дружеских матчей. Такие мысли зарождаются, когда мы общаемся с людьми.
Ирек Гимаев и Виталий Давыдов: непростой путь к Олимпу
— Ирек Фаритович, с какого возраста Вы бы рекомендовали начинать играть?
— Хоккеем нужно начинать заниматься с детства. Этот вид спорта формирует в ребенке такие жизненные качества как ответственность за товарищей и игру на команду. Я начал заниматься хоккеем с 9 лет, но сейчас детей отдают уже в 4-5 лет. Конечно, можно начинать занятия с такого раннего возраста, но при этом тренировочный процесс должен проходить в игровой форме. Детям прежде всего нужно привить любовь к хоккею, научить кататься и не требовать от них чего-то сверхъестественного.
— Когда Вы были совсем юным, то во время игры получили серьезную рану лица. Как убедили свою маму в том, что необходимо продолжать заниматься хоккеем?
— Мама сразу сказала, что с хоккеем пора заканчивать. Я, конечно, был согласен с ней. Но через неделю уехал с командой в Киев, после чего убедил маму, что все нормально и тренировки будут продолжаться.
— В 1967 году построили Дворец спорта. Вы как раз двумя годами ранее переехали ближе к его месторасположению. Все пошли записываться в спортивные секции, но брали не каждого. Как оказались там вы? Нужно ли было пройти какой-нибудь экзамен?
— Был детский отбор, который проходил не один день. Нужно было выполнить определенные упражнения. Естественно все старались. Но мне посчастливилось войти в состав команды. Я прекрасно помню первую тренировку. Когда всех привели во дворец, тренер нас построил перед крыльцом и сказал: «Так, дети, шапки сняли, мы входим в храм спорта». И тогда у меня сложилось понимание, что я прихожу не просто на «ледовое шоу», а что это очень серьезно. Каждую тренировку я выкладывался по максимуму, чтобы остаться в составе команды.
— А кому-нибудь передаете наставления тренера?
— На встречах с детьми я всегда это упоминаю, чтобы люди понимали — это не дискотека, а действительно храм спорта.
— Евгений Витальевич, когда-то Вы играли за юношескую команду «Трактор» и получили серьезную травму. Было ли страшно после этого выходить на лед?
— Вы знаете, да, было дело в Челябинске. Я получил травму, но при этом достаточно быстро восстановился. Спасибо докторам, моим тренерам, которые верили в меня, хотя некоторые говорили, что моя карьера хоккеиста уже закончена. Но, пройдя через это, я стал олимпийским чемпионом.
— Скажите, как сохранить те желание, запал, горящие глаза, которые зарождаются еще в детстве, и пронести все это через столько лет?
— Запал, я думаю, всегда был и будет на Уральской земле, потому что сейчас очень много грамотных тренеров, нужно всего лишь их слушать и выполнять все, что говорят.
Дарья Никитенко,
фото Александры Коробатовой