Председатель Законодательного собрания рассказал о кухне областного парламента, муниципалитетах-любимчиках и о том, как выглядят южноуральцы глазами сибиряка.
Вчера, 14 сентября, в медиахолдинге «Гранада Пресс» состоялась «Большая редакция» со спикером регионального парламента Олегом Гербером. Самые интересные ответы гостя на вопросы журналистов опубликовала «Губерния».
Общий результат и внимание районам
— Не страшно ли вам было начинать работу в новом статусе, ведь ваши предшественники — Виктор Давыдов и Владимир Мякуш — задали очень высокую планку. Спикер парламента — это не просто руководитель, который разбирается в законах и политике, но также человек, способный разрулить любую ситуацию, найти компромисс при решении спорных вопросов. Что, на ваш взгляд, нужно сохранить, а что привнести нового в работу Заксобрания?
— Действительно, 30 лет назад была задана высокая планка, но и время в стране было принципиально другое, тогда государственная машина только обустраивалась. Все было иначе, и без сильных фигур было просто нельзя. Сейчас по большому счету нужно следовать духу времени, безусловно, сохраняя хорошие традиции. Если говорить о новациях, они больше касаются внутренней кухни Законодательного собрания, в том числе с точки зрения современных технологий.
Отчасти перемены будут связаны и с организацией работы аппарата по принципам, которые в бизнес-компаниях распространены повсеместно, а в государственных структурах вызывают некий трепет. Бурю негодования у меня вызывает отсутствие горизонтального взаимодействия в системе парламента: когда человек из одного отдела не может без бумажки обратиться к начальнику из другого. Вот это я планирую менять.
Что касается депутатского корпуса, он работает единой командой с губернатором и правительством, и эту работу с ориентированием на общий результат стоит только развивать. Да, Законодательное собрание — специфический орган в плане полномочий, но результат для всех должен быть один, все должны работать вместе.
— Иногда председатели Заксобрания неравномерно уделяют внимание округам. Не будет ли преимущества у жителей Коркинского округа, от которого вы избраны депутатом? Вы можете назвать города и районы, которые в хорошем смысле слова избалованы депутатским вниманием, и округа, где депутатам стоило бы работать более активно? Другими словами, за какие территории вы спокойны, а какие вызывают беспокойство?
— В какой-то степени да, буду уделять чуть больше внимания Коркинскому округу, потому что я туда должен ездить как депутат и проводить приемы, и я это буду делать. Но как председатель я также буду встречаться с жителями других территорий.
По поводу внимания всем — мы сейчас фактически выстраиваем математическую модель, чтобы никакие районы не были обделены вниманием, в том числе при распределении средств на исполнение наказов избирателей. Округа же разные по размеру и количеству жителей, все надо учитывать. Будем следить за тем, чтобы районы обиженными не оставались. Справедливое отношение ко всем территориям — моя основная задача как председателя.
Санкции для депутатов-прогульщиков
— А есть ли депутаты, которые вообще не посещают свои округа, не проводят личные приемы граждан, пропускают без уважительной причины заседания профильных комитетов, заседания Законодательного собрания?
— К сожалению, есть. Но их немного — буквально единицы. И такое нарушение депутатской дисциплины может влиять в том числе на выделяемые средства для реализации наказов избирателей. Не потому, что хочется привлечь к ответственности, а потому что за каждым депутатом стоят жители. Если ты плохо работаешь в территории, твои квоты перейдут другому, и по его инициативе в твоем же округе все это будет реализовано.
Мы сейчас усиливаем внимание к работе депутатов. Направляем тем, кто не проводит личные приемы и пропускает без уважительной причины заседания, письма, рассматриваем проблему на комитете по депутатской этике в обязательном порядке. Наблюдаем и в дальнейшем можем перейти от устрашения к действию. Будем публиковать информацию в СМИ о том, что тот или иной депутат допускает нарушения. Если депутат не соблюдает дисциплину — фактически это означает, что на следующий созыв в 2025 году он пойти не сможет. Чего тут стесняться? Не хочешь ты работать — есть другие люди.
Эксперт не для пиара
— Вы пришли из медийной отрасли. Как считаете, насколько сейчас деятельность депутатов Законодательного собрания открыта? Планируете ли усиливать это направление, чтобы лучше доносить до избирателей то, чем заняты депутаты, какие инициативы реализуют, какие новые законы принимают?
— Необходимо, чтобы каждый депутат выступал в роли эксперта в своей сфере. Очень много законов принимается, но не секрет, что юридический язык специфичен, и простым жителям достаточно тяжело понимать, что, собственно, в том или ином законе прописано. Функция депутата как раз в том, чтобы объяснить каждой категории населения, кого и каким образом затрагивает закон.
Я ставлю задачу по каждому направлению выращивать экспертов, которые будут постоянно в медийной плоскости. Ни в коем случае не для пиара. Это элемент разъяснительной работы и повышение уровня ответственности. И таких экспертов должно быть как можно больше в каждой конкретной сфере.
— Есть ли требования для депутатов в части умения вести себя в публичном поле?
— Таких требований нет, но я об этом говорил еще в 2020 году, когда избрался в Заксобрание: депутатов нужно учить разговаривать с общественностью. Будем стараться делать все, чтобы те, кто не умеет, научились. Ведь некоторых просто пугает видеокамера, и здесь любой может оказаться тупике. Да, этому надо обучать. Я тоже учился в свое время.
Заседания и споры
— Расскажите про какие-нибудь интересные законодательные инициативы. Какие предложения исходят от губернатора, а какие от депутатов? Когда идет обсуждение проекта бюджета, складывается впечатление, что все инициативы исходят от исполнительной власти. Сами депутаты что-то предлагают?
— На заседание, которое состоится в конце сентября, подготовлено уже минимум 29 вопросов. Много инициатив, касающихся социального блока, что в первую очередь связано с проведением специальной военной операции. Напомню, сам бюджет Челябинской области социально ориентированный. И обсуждение бюджета на заседании парламента — это вершина айсберга. Все самое главное происходит во время заседаний профильных комитетов и даже раньше. Депутаты высказывают свои предложения, более того, ставят определенные условия, это можно назвать политическим торгом, что нормально. Во всех коллегиальных органах, которые состоят из разных партий, такая история есть. Конечно, и у нас идут обсуждения с представителями всех фракций.
Большинство предложений рождаются в серьезном обсуждении на уровне отраслевых министерств, причем Законодательное собрание принимает в этом участие еще на этапе проработки законопроектов, изучаем практику правоприменения в других субъектах. Но точно могу сказать, что предложения по вопросам газификации исходят лично от губернатора. Алексей Текслер прикладывает все усилия, чтобы повысить уровень газификации в Челябинской области, потому что в некоторых районах этот показатель катастрофически мал. Предлагаются инициативы по расширению перечня категорий получателей субсидии на установку внутридомового газового оборудования, на увеличение суммы выплаты.
Некоторые законы не работают
— Бывает так, что законы, которые принимаются, не работают. Помним, как долго дорабатывался закон о тишине. Сейчас возникают сложности с законом о безнадзорных животных. Какой вы видите роль депутата после того, как закон уже принят? Как повлиять на то, чтобы он заработал?
— Отчасти этот долгий процесс нормотворчества обусловлен фактором стремления к идеалу. Например, сейчас в парламенте работаем над инициативой об ограничении продажи несовершеннолетним газосодержащих баллончиков. Будем действовать поэтапно. Сначала можно прописать, что конкретный товар недопустим к распространению среди определенной категории наших жителей, и я уверен, что большинство предпринимателей перестанет продавать эту продукцию, просто потому что у них появится реальная возможность этого не делать.
Изучение практики правоприменения — задача Законодательного собрания, для этого есть профильные управления, и я их подстегиваю больше работать в этом направлении. Да, закон о животных абсолютно не работает. Но сейчас на региональный уровень переданы некоторые полномочия, и, что можем сделать, будем делать.
Неудобный вопрос спикеру
— Правда ли, что в депутаты идут, потому что это выгодно в коммерческом плане? Сегодня в Законодательном собрании немало представителей крупных финансово-промышленных групп Челябинской области…
— На вопрос нужно смотреть под другим углом. Крупные промышленники идут в депутаты, потому что им как раз от этой должности ничего не нужно, а с прошлого года, напомню, это государственная должность. Если человек с устойчивым финансовым положением становится депутатом, то думать, что он как-то использует свое положение, смешно. И наоборот, некоторые маргинальные элементы, если им дорваться до этого кресла, будут его использовать на всю катушку. Поэтому как раз нужны люди, которые могут спокойно, беспристрастно работать на благо жителей.
— Раньше был институт народных депутатов — теперь его, по сути, нет…
— Говорить о том, что института народных депутатов, как это было в советское время, сейчас совсем нет, неверно. Народные депутаты имеют поддержку, особенно если посмотреть на районные собрания, где депутаты — это учителя, врачи, аграрии. И среди депутатов Законодательного собрания не только представители финансово-промышленных групп. Моя личная позиция в том, чтобы депутат как минимум имел образование в сфере государственного и муниципального управления. К сожалению, избирательное законодательство не подразумевает такого критерия.
Суровость челябинцев искусственна
— У вас интересный жизненный путь, вы работали в разных регионах, имеете взгляд со стороны. В чем уникальность Челябинской области? Стал ли Южный Урал для вас родным? Какие они — челябинцы?
— Южный Урал стал родным буквально на третий день, как я сюда приехал. Я не скрывал, что влюбился в Челябинск, в Челябинскую область. С точки зрения условий для жизни это прекрасное место: нет сумасшедшей столичной суеты, уникальная природа, люди. Меня удивляет некий флер суровости челябинцев, в том числе по отношению друг к другу. Но я скажу, что это искусственно созданное качество. Там, откуда я родом, из Сибири, такого и близко нет. Там ходят легенды, как люди в аэропорту из-за задержки рейса занимали друг другу деньги.
Здесь люди характерные, искренние, прямые, но вот какой-то элемент суровости присутствует. Но считаю, что он понемногу уменьшается, в последние четыре года люди стали чаще улыбаться. Мне кажется, в этом есть огромная заслуга команды губернатора. Мы видим, как меняется город, регион. Естественно, чтобы сделать жизнь людей лучше, нельзя их просто заставить — «улыбайтесь», в законе не прописать улыбаться по два часа в день. Надо что-то для этого сделать. А делается многое.
Посмотреть трансляцию можно в сообществе «Гранада ТВ» во «ВКонтакте».