Ракета-носитель КОРОНА, над созданием которой работает «ГРЦ Макеева», совершит революцию в освоении космоса. У России появляются шансы вновь выйти в лидеры космической гонки.
На международном военно-техническом форуме «Армия-2023», который пройдет в подмосковной Кубинке с 14 по 20 августа, АО «ГРЦ Макеева» представит ряд макетов своих разработок. И наибольший интерес наверняка вызовет главная «премьера» — макет перспективной одноступенчатой многоразовой ракеты-носителя КОРОНА.
Эту ракету уже назвали инновационной, революционной. И не мудрено. За счет многократного (до 100 раз!) применения себестоимость выведения полезного груза на орбиту или возвращения его на Землю станет беспрецедентно низкой. Одноступенчатая КОРОНА будет полностью многоразовой — то есть в ней не будет никаких одноразовых или отделяемых элементов. Кроме того, она сможет производить дозаправку и ремонт объектов на орбите.
Так что впору Илону Маску понервничать, ведь его Falcon многоразовым назвать сложно —
возвращается лишь одна ступень из двух, да и ту нужно перебирать после каждого полета, монтировать новые одноразовые элементы…
Мечты и реальность
Еще в начале прошлого столетия Циолковский делал наброски одноступенчатой ракеты. Но вскоре понял, что для создания многоразовых одноступенчатых носителей нет и еще долго не будет технических возможностей, и сделал однозначный вывод: покорение космоса надо начать с многоступенчатых ракет. Поэтому и летают в космос до сих пор многоступенчатые одноразовые конструкции. В лучшем случае получалось реализовать частично многоразовые системы «Space Shuttle» и «Энергия-Буран», но в силу целого ряда причин они так и не смогли получить долгую жизнь. Да и разрекламированный Falcon 9 – это, строго говоря, все тот же «поезд» с первой ступенью и разгонным блоком.
Вот и выходит, что до сих пор несем огромные финансовые и трудовые затраты, чтобы невероятно сложная и дорогостоящая система использовалась лишь считанные минуты, а затем в лучшем случае мы получали бы металлолом.
Согласитесь, вряд ли можно представить абсурдную ситуацию, когда перед каждой поездкой мы собираем новый автомобиль, заправляем его, проверяем работоспособность всех систем, а приехав в пункт назначения, отправляем его на свалку… А ведь по сути именно так происходит каждый раз, когда на орбиту отправляется очередной груз.
Поэтому закономерно ракетостроителей не отпускала мысль о создании надежной одноступенчатой многоразовой ракеты-носителя. Заправили — запустили. Вернулась — проверили системы — загрузили — заправили — запустили. И так много-много раз…
Начинали еще в 90-х
Почему около тридцати лет назад по сути на голом энтузиазме эту непрофильную для себя задачу начали решать в «ГРЦ Макеева»? Наверное прежде всего потому, что в традициях «макеевцев» — смотреть на несколько шагов вперед, браться за решение таких задач, перед которыми другие бессильны. За прошедшие годы проект, получивший название КОРОНА, пережил существенную эволюцию, конструкция и компоновка ракеты становились все более простыми и совершенными. Постепенно разработчики отказались от таких сложных элементов, как крылья и внешние топливные баки, пришли к тому, что основным материалом корпуса должен быть
углепластик.
Не сразу пришли к конусообразной конструкции носителя. Такая форма не только облегчает теплозащиту, но и обладает хорошей аэродинамикой при движении на очень больших скоростях, в верхних слоях атмосферы ракета получает подъемную силу, которая позволяет ей не только тормозить, но и маневрировать. И направляясь к месту посадки останется лишь завершить торможение, скорректировать курс и развернуться кормой вниз, используя маневровые двигатели.
Особый разговор — двигатель ракеты. Ведь в отличие от ныне применяемых на отдельных ступенях носителей, он должен «уметь» работать в очень разных условиях и на разных высотах, включая взлет и полет за пределами атмосферы. Но и тут «макеевцы» знают, как решить эти проблемы, какие технологии можно применить…
Процесс пошел
Все стадии эскизного проекта в «ГРЦ Макеева» провели совершенно самостоятельно, без какой-либо внешней поддержки. Но чтобы перейти к практическому проектированию, производству и отработке ключевых узлов одного энтузиазма, разумеется, мало. Сейчас, судя по всему, процесс пошел: началась научно-исследовательская работа по подтверждению основных ключевых технологий с привлечением головных институтов и предприятий «Роскосмоса». И у России появляются все шансы вновь выйти в лидеры космической гонки.
В очередной раз надо отдать должное «макеевцам», лично Владимиру Дегтярю за то, что снова показали по-настоящему государственный подход, продолжая многолетнюю работу при полном отсутствии финансирования.
Ну, а вопрос в заголовке «Наш ответ Илону Маску?» можно снять. В «ГРЦ Макеева» готовят не ответ кому-то и на что-то, а революционный рывок в освоении космоса, вывод этого освоения на принципиально новый уровень. Получится? Обязательно! Ведь иначе «макеевцы» не могут.
Владимир Михайлов