Сохранить озеро и окрестности поможет статус природного парка.
Проект природного парка «Тургояк» обсуждался 19-20 июля в Миассе и Челябинске. Детали еще предстоит проработать, но к реализации уже готовы подключиться власти и инвесторы.
Озеро особого режима
Судьбой Тургояка ученые впервые обеспокоились более ста лет назад. Сегодня у озера есть два защитных статуса: с 1969 года это памятник природы областного значения, в 2007-м территория вокруг водоема стала считаться его охранной зоной. С 2018 года Тургояк входит в биосферный резерват ЮНЕСКО «Горный Урал».
Но все это слабо защищает жемчужину Урала от бесконтрольной эксплуатации. Экологи утверждают: бесполезно охранять озеро, не охраняя его водосборный бассейн. Решить этот вопрос поможет создание природного парка, куда планируется включить окрестности водоема. Общая площадь объекта составит 21,8 тысячи гектаров.
С идеей природного парка «Тургояк» экологи уже выходили к властям в 2002 году. Но лишь теперь замысел получил конструктивную поддержку регионального руководства. В майском послании к депутатам ЗСО губернатор Алексей Текслер отметил, что создание природного парка обеспечит баланс между развитием туризма и экологией.
Задачу информировать жителей о проекте взяло на себя издание «АиФ – Южный Урал». Работа ведется в рамках программы «Уникальные водоемы России», запущенной в 2022 году совместными усилиями Всероссийского общества охраны природы (ВООП), издательского дома «Аргументы и факты», Госкорпорации «Росатом», ГМК «Норильский никель» и других партнеров при поддержке Федерального агентства водных ресурсов. Суть программы — оздоровление акваторий небольших водоемов, которые не попадают в федеральные проекты.
— К 2050 году более пяти миллиардов населения Земли столкнутся с нехваткой питьевой воды, — говорит эксперт ВООП Петр Колосов. — Водный кризис не означает, что водоемы пересохнут. Но вода в них станет настолько загрязнена, что сделать ее снова пригодной для питья станет дороже, чем заниматься опреснением морской воды.
Риски кризиса питьевой воды – это последствия загрязнения водоемов, нецелесообразного использования, а также расточительного водопотребления, включая потери воды на главных городских водных магистралях из-за устаревания и износа труб и узлов. В рамках проекта мы исследуем состояние малых водоемов России, анализируем, какие у местной власти и бизнеса планы на водоемы и насколько они применимы. А после даем рекомендации, как помочь, спасти, восстановить.
Умеренная деградация
В начале ХХ века вода в Тургояке была ультрачистой. К середине столетия – просто чистой. Сегодня соответствует третьему классу качества из пяти существующих – «умеренно загрязненная».
— Это еще прилично, — успокаивает Александр Лагунов, кандидат биологических наук, заслуженный эколог РФ, главный специалист МКУ «Управление по экологии и природопользованию Миасского городского округа». По словам эксперта, большая часть побережья тоже характеризуется третьей стадией деградации. На этом этапе вполне возможно восстановление.
Однако сейчас состояние озера и окрестностей продолжает ухудшаться. Виной тому целый ряд антропогенных факторов. Это и рекреационная перегрузка, и загрязнение воды хозбытовыми стоками, и мусорно-туалетная проблема. Прибавим сюда ландшафтные пожары, избыточную рубку леса – и становится ясно, что спасти Тургояк могут только комплексные меры.
Шаги к спасению
Список предложений представлен в программе «11 шагов по спасению Тургояка», которая стала итогом долгих обсуждений, консультаций, работы с научными источниками. Как уточнил Александр Лагунов, в программу вошли и поручения губернатора, планы администрации МГО, инициативы бизнеса.
Первым шагом по сохранению озера должно стать восстановление реки Исток и гидротехнического сооружения на городском пляже. Это позволит сбрасывать верхний водный слой с органическими загрязнениями и стабилизировать уровень озера. В результате качество воды возрастет на 20 процентов.
Второй пункт программы – создание единой системы водоотведения для всех рекреационных объектов и жилых домов на побережье. Еще плюс 10 процентов к чистоте Тургояка.
Третья мера – обустройство отдельной транспортной сети с отсекающими стоянками, где предусмотрены установки для очистки ливневых вод от нефтепродуктов.
Кроме того, авторы предлагают прекратить на территории парка охоту, запретить или резко ограничить лесозаготовки вблизи Тургояка и реки Куштумги, проводить противопожарные мероприятия.
Важное место в программе отводится восстановлению нарушенных экосистем, повышению рекреационной емкости территорий, а также созданию мониторинговой станции.
Отвлекающие маневры
По подсчетам специалистов, ежегодно Тургояк посещают до 1 млн человек. Лишь 10 процентов из них пользуются услугами заведений для отдыха, где имеются парковки, туалеты и регулярно вывозят мусор. Такие туристы создают минимальную антропогенную нагрузку – в отличие от «диких», которых большинство.
— Сегодня есть социальная потребность в отдыхе на природе, поскольку 80 процентов людей живет в городах. Но отдых протекает так: шашлык, пиво, машина возле воды, громкая музыка, — говорит Александр Лагунов. — Это стереотип, который надо ломать. Население нужно переформатировать.
Методы переформатирования прописаны в двух пунктах программы, о которых стоит сказать отдельно. Прежде всего, это создание туристических троп и интересных объектов, а также организация выездных экскурсий за пределы парка.
По мнению разработчиков, такой подход принесет двойную пользу. Во-первых, будет способствовать развитию цивилизованного туризма, а во-вторых, отвлечет отдыхающих от озера и тем самым на 10-15 процентов снизит нагрузку на береговую зону.
Еще одна мера, без которой спасти Тургояк не получится, — экологическое просвещение и воспитание. Но проводить его нужно не путем скучных назиданий, а в живой форме, вовлекая участников в управление парком.
Что скажет бизнес?
Как подчеркивают авторы, цель создания природного парка – не обнести территорию глухим забором, а развивать ресурсосберегающий туризм, который будет интересен для людей и безопасен для природы.
Представители социально ответственного бизнеса поддерживают такую стратегию. Внедрять ее в работу одним из первых начал Олег Сиротин, председатель совета директоров ОАО «Золотой пляж», президент Национального парка спорта, туризма и активного отдыха «Тургояк».
С экологами бизнесмен сотрудничает давно, причем не только ради собственных предприятий. По своему почину укрепил бухты Тургояка габионами из гранита. Недавно финансировал масштабную работу экспертов по определению рекреационной емкости на всем побережье.
— Развивая бизнес, мы всегда обращаемся к помощи ученых, — рассказывает Олег Сиротин. — Это позволяет снизить воздействие на окружающую среду. Научно-аналитическая работа, которая проводилась раньше, отражена и в программе «11 шагов». Наше бизнес-сообщество уже нашло инвестора для финансирования первого шага – восстановления реки Исток.
Эксперты напоминают: за многие годы по отношению к Тургояку накоплен груз экологических ошибок. Исправлять их нужно общими силами – властей, специалистов, бизнеса и жителей региона.