Главная причина возгораний — человек. В огне массово гибнут птенцы и детеныши животных, а деревья даже после низового пожара в течение пяти лет высохнут.
С апреля в Челябинской области начался пожароопасный сезон. Губернатором региона введены ограничения на вход и въезд в леса. Исключение — для тех, кто выполняет работы по охране, защите и воспроизводству леса. Отдел государственной охраны Ильменского заповедника перешел на усиленный режим работы.
Много пожаров происходит весной. Это период размножения, цветения, шишкования, поднимаются новые всходы. В это время в заповеднике — месте обитания множества животных и растений — лучше никого не беспокоить. Каждое дерево здесь — «многоквартирный дом», многие птицы в это время уже свили гнезда. Даже если до верхних веток огонь не дойдет, то высокие температуры, дым, угарный газ погубят обитателей заповедника. Массово сгорят птенцы и детеныши животных — если родители спасутся, то малыши обречены. Даже после низового пожара, не вышедшего в крону, в течение пяти лет высохнут все деревья. В наших условиях сгоревший лес очень долго восстанавливается — около 40 лет.
При этом тушить пожары в горах очень сложно. Туда тяжело доставить воду — лесники идут в горы бороться с огнем, в основном, с рюкзаками (в которых 20 литров воды) и веником в руке. Пожарные помпы можно дотянуть, но, как правило, до нижней части склона. Туда же можно подвезти на машине бочку с водой. Высоко лесникам забираться трудно. Даже после того, как пожар удается потушить, сотрудники лесоохраны еще неделю дежурят на этом месте. Бывает, что огонь «уходит в камни», там тлеет, а потом после порыва ветра вновь происходит возгорание.
Городская черта Миасса на всем протяжении граничит с буферной зоной Ильменского заповедника. В восточной части города находится много садовых участков. Люди жгут мусор после зимы, сухую листву. Бывает, что ветер раздувает плохо затушенный огонь, и он идет в горы. Несколько лет назад в СНТ в районе машгородка пенсионерка не затушила горящий мусор на участке, в итоге сгорело 20 гектаров леса. Стоимость восстановления одного гектара сгоревшего леса доходит до 50 тысяч рублей.
Замдиректора по природоохранной деятельности отдела госохраны и сохранения природных ресурсов Петр Бакунин рассказал об итогах работы по тушению пожаров в прошлом году.
— В пожароопасный сезон 2022 года на территории Ильменского государственного заповедника, произошло шесть возгораний на площади 13,64 га. Тушение всех пожаров осуществлялось работниками отдела государственной охраны Южно-Уральского федерального научного центра (в составе которого — Ильменский заповедник) и силами регионального ГУ МЧС России, согласно заключенному двухстороннему соглашению. По трем лесным пожарам документы были переданы в отделы МВД по городу Миассу и Аргаяшскому району для установления виновных лиц, — рассказал Петр Бакунин.
Недавно МЧС России сообщило о существенном повышении штрафов за нарушение безопасности в пожароопасный период.
— За нарушение правил пожарной безопасности сумма штрафа для гражданина увеличена до 20 тысяч рублей, для других лиц — до 50 тысяч рублей, а для юридических — до 800 тысяч рублей, — сообщал ранее директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Ринат Еникеев.
На появление пожаров влияют малоснежная зима, засушливая весна, а также «энтузиасты» со спичками, которым не дает покоя сухая трава. По естественной причине — от молний — пожары возникают крайне редко (раз в 15-20 лет). Главная причина возгораний — человек. Много случаев поджога травы, иногда возгорания случаются от осколков стекла из-за «эффекта линзы».
Во время пожароопасного сезона в лесу категорически запрещается выжигать траву; разводить костры, использовать мангалы и другие приспособления для приготовления пищи; курить, бросать горящие спички, окурки, вытряхивать из курительных трубок горящую золу; оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки, осколки стекла.
Весной 2022 года вступил в силу закон, по которому привлечь к уголовной ответственности могут даже того, кто устроил пожар по неосторожности. Правда, лишь в том случае, если ущерб составил более 10 тысяч рублей, то есть по чьей-то вине сгорело около 6-8 гектаров леса.
Леса Ильменского заповедника очень старые. В них большой запас древостоя. По правилам убирать его нельзя — должна сохраняться естественная экосистема, в которой происходит круговорот веществ. В заповеднике вся «ветошь» и сухостой должны естественным образом выпадать и минерализовываться. Сухие отмершие части растений — хороший горючий материал. За счет увеличения опада пожары становятся устойчивее и длительнее. Для предотвращения возгораний приходится вводить жесткие меры.
Нина Давлетзянова
Пресс-служба Ильменского заповедника