В случае успешной фиксации и последующего оформления постановления пользователи приложения должны получить бонусы.
Федеральное приложение для фиксации нарушений водителями с помощью телефона «Народный инспектор» будет готово в 2024 году. Как сообщает Autonews.ru со ссылкой на сайт госзакупок, исполнитель контракта для разработки сервиса уже определен — им стала группа компаний «Программный продукт». Каждому зарегистрированному в системе сервис позволит фиксировать некоторые нарушения ПДД на телефон, на основании этих данных автомобилисты будут получать штрафы. Тендер на доработку существующего приложения «Помощник Москвы» для его вывода на федеральный уровень объявило столичное правительство через Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Уже в первом квартале 2024 года приложение должно быть готово.
Что будут фиксировать?
Автомобилисты в России уже получают штрафы, оформленные с помощью снимков на мобильный телефон обычными гражданами — пока эта возможность реализована в Москве и еще нескольких регионах. Общероссийский сервис позволит фиксировать значительно больше различных составов нарушений ПДД. Этот перечень включен в техзадание для разработчиков — решать, какие виды фиксации подключать и в каком порядке, будут уже местные власти.
Пользователи должны получить возможность фиксировать:
- нарушения требований, предписанных дорожными знаками и дорожной разметкой, которые запрещают остановку или стоянку (ст. 12.16 КоАП);
- размещение автомобилей на городской парковке с нарушением правил пользования городскими парковками;
- парковку на пешеходных переходах (ст. 12.19 КоАП, штраф 1 тыс. или 3 тыс. руб. в Москве и Санкт-Петербурге);
- парковку на территории, занятой зелеными насаждениями (регионы устанавливают самостоятельно, в Москве штраф 5 тыс. руб.);
- парковку на велодорожке (штраф 500 руб.);
- парковку в местах стоянки такси (штраф 1 тыс. руб);
- парковку на местах для электромобилей (штраф 3 тыс. руб. в Москве);
- парковку в зоне действия знака «Пешеходная зона» (штраф 2 тыс. руб.);
- парковку на местах для инвалидов (штраф 5 тыс. руб. в Москве);
- парковку на тротуарах (штраф 1 тыс. или 3 тыс. руб. в Москве и Санкт-Петербурге);
- нарушения, связанные с остановкой транспортного средства в зоне действия знака 3.27 «Остановка запрещена» и знака дополнительной информации 8.5.4 «Время действия».
Приложение должно позволить фиксировать такое нарушение, как «Опасное вождение». Пока такой статьи в КоАП нет, поэтому фиксация будет происходить по требованиям ст. 12.14 КоАП «Нарушение правил маневрирования». В нее в частности входит ответственность за невыполнение требования подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой, разворот или движение задним ходом в запрещенных местах и т.д., за что наказывают штрафом в 500 руб. Еще с помощью телефона можно будет зафиксировать, как водитель проезжает по сплошной разметке (ст. 12.15 КоАП) и выезжает за стоп-линию.
Приложение в том числе должно автоматически уметь:
- определять текущее местоположение устройства пользователя;
- распознавать государственный регистрационный знак фиксируемого транспортного средства;
- определять время фиксации нарушения (данные о времени получаются из центральной части ПАК ПМ и не зависят от установок времени на мобильном устройстве);
- определять дорожный знак, запрещающий остановку или стоянку транспортных средств.
Бонусы за штрафы
В случае успешной фиксации и последующего оформления постановления, пользователи должны получить бонусы. Накопленные баллы могут быть использованы на оплату проезда в общественном транспорте, парковки и для других целей. Зарегистрированные пользователи будут вести собственную статистику достижений и зафиксированных нарушений и участвовать в рейтингах.
Вопросы остались
Для полноценного запуска федерального приложения необходимо ввести изменения в КоАП, которые узаконят использование телефона в качестве инструмента для фиксации. После этого власти Москвы приложение доработали, заявив, что теперь оно полностью соответствует требованиям. Однако нарушения по линии ГИБДД оно фиксировать перестало. Пользователи могут только отправлять жалобы на нарушения правил стоянки в зоне действия знаков «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена», стоянку транспортных средств на газонах, а также неоплату парковки.
Задача по доработке КоАП возложена на МВД России. Как ожидается, поправки все-таки позволят фиксировать ряд нарушений ПДД на телефон и оформлять их в упрощенном порядке — без составления протокола. До этого момента, как заявил в беседе с Autonews.ru эксперт в области фото-видеофиксации Григорий Шухман, проблема с тем, что именно считать автоматической фиксацией, решена на будет:
«В случае фиксации нарушений ПДД производятся измерения текущего времени и места фиксации, что требует проведения утверждения типа средства измерения и поверки, внесения в госреестр средств измерения. Что для частных мобильных смартфонов и планшетов невозможно».
Чтобы узаконить статус такой фиксации, нужно, по оценке Шухмана, доработать законодательство, и в том числе ввести ответственность за предоставление ложных сведений.
Как в свою очередь заявил ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала, подобная фиксация не будет вызывать сомнений, только если позволит точно определять дату, время, место нарушения, а также позволит делать такие фотографии автомобиля нарушителя, по которым можно отчетливо рассмотреть наличие правонарушения и идентифицировать по регистрационному номеру собственника автомобиля.
Он добавил, что технические средства, работающие в автоматическом режиме, должны быть сертифицированы, в частности в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с документами, регламентирующими порядок применения этих средств. В описании типа средства измерения должны быть определены метрологические характеристики, раскрыт алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, определен перечень выявляемых правонарушений.
Как советует Мацала, если нарушение было зафиксировано на ПАК ПМ, такое постановление можно обжаловать, ссылаясь на позицию пленума Верховного суда России от 25.06.2019 № 20. Если на уровне районного суда и высшего суда региона жалобу не удовлетворят, следует обратиться в кассационный суд, а в последующем в Верховный суд. В таком случае, по мнению юриста, у водителя есть все шансы на отмену постановления.