Безусловный приоритет АО «ГРЦ Макеева» – создание уникальных образцов ракетной техники.
Юбилейный год для Государственного ракетного центра выдался поистине знаковым. 20 апреля весь мир стал свидетелем исторического события: пуска ракеты «Сармат» — самой мощной и неуязвимой. За эффектными кадрами стоит самоотверженный труд славного коллектива ГРЦ, которые вновь доказал, что способен создавать только лучшие образцы ракетно-космической техники. Оглянуться в 75-летнюю историю, заглянуть в будущее и, конечно, раскрыть секреты непревзойденного мастерства мы попросили генерального директора, генерального конструктора АО «ГРЦ Макеева», академика РАН Владимира Дегтяря.
— Владимир Григорьевич, с каким настроем коллектив встречает юбилей родного предприятия?
— Настрой рабочий. Образование нашего КБ связано с разработкой в СССР атомного проекта и с задачей в сжатые сроки создать ракетно-ядерный щит страны в ответ на атомную бомбу США и разработку ядерного ракетного оружия. Как мы видим, спустя 75 лет, к сожалению, в этом плане мало что изменилось. Мир снова оказался у опасной черты. И сегодня, как и 75 лет назад, перед коллективом Государственного ракетного центра стоит задача создания современного оружия с качественно новыми свойствами для обеспечения обороноспособности страны.
— Вы имеете в виду «Сармат»?
— В первую очередь, да. Совместно с огромной кооперацией предприятий нам удалось создать уникальное оружие, обладающее непревзойденной скоростью, рекордной дальностью, высочайшей точностью стрельбы и полной неуязвимостью при преодолении системы противоракетной обороны.
Ракетный комплекс «Сармат» уже запущен в серийное производство, обеспечен необходимыми материалами и производственным оборудованием. В ближайшие 40-50 лет он будет укреплять боевой потенциал Вооружённых Сил, надёжно обеспечивать безопасность России от внешних угроз. В сегодняшних сложных геополитических условиях — это наш надежный щит, главный фактор ядерного сдерживания и гарантия сохранения мира.
— В каких ещё направлениях развивается Государственный ракетный центр?
— На протяжении всей истории для ГРЦ приоритетной остаётся морская тематика. 3 поколения ракетных комплексов, 8 базовых баллистических ракет подводных лодок и 16 их модернизированных вариантов составляли и составляют основу морских стратегических ядерных сил нашей страны. И сегодня мы продолжаем работу по совершенствованию морских ракетных комплексов, способов их размещения на атомных подводных лодках, чтобы укрепить и повысить эффективность морской компоненты ядерной триады. Уверен, если бы были живы наши легендарные конструкторы Сергей Павлович Королёв и Виктор Петрович Макеев, они испытали бы чувство гордости за своих потомков.
Кроме того, ГРЦ проводит ряд интересных перспективных разработок в инициативном порядке. Нами накоплен значительный научно-технический задел в области проектирования аппаратов, движущихся с гиперзвуковыми скоростями. На основании этого опыта предложена концепция создания универсального многоцелевого гиперзвукового летательного аппарата типа «волнолёт с крыльями».
А «космическое такси» — это уже о другой нашей разработке по созданию полностью многоразовой ракеты – носителя вертикального взлета и посадки КОРОНА. Эта ракета-носитель имеет потенциал многоразовости применения до 100 раз и особенность, которой нет ни у одного средства выведения в мире: возвращать полезную нагрузку с орбиты массой, соизмеримой с массой выведения.
Разработке ракеты-носителя КОРОНА предшествовал очень интересный проект — создание ракетно-космической системы на базе двухступенчатой ракеты «Россиянка» с многоразовой первой ступенью. В нём предложен способ возвращения с помощью маршевых ракетных двигателей путем их многократного включения в полёте и вертикальной безударной посадкой ракетно-динамическим способом. ГРЦ получены патенты как на способ возвращения ракеты-носителя, так и на её облик.
— Если не ошибаюсь, такой способ посадки уже реализован Илоном Маском?
— Да, но предложен он был специалистами Государственного ракетного центра, и запатентован в 2006 году — за 9 лет до реализации такого способа посадки компанией SpaceX.
— О полётах на Марс тоже думаете?
— Специалистами ГРЦ разработана концепция создания ряда ракет-носителей сверхтяжёлого класса на базе ракеты «Лидер» для облета Луны, реализации Лунной программы и миссий к Марсу. Работаем над проектами по антиастероидной тематике. Как видите, сфера наших интересов и компетенций огромна, и она имеет конкретные результаты.
— А начиналась ракетно-космическая тематика с переоборудования баллистических ракет?
— Совершенно верно. С 1991 года одним из направлений деятельности ГРЦ является дооборудование существующих баллистических ракет подводных лодок в космические ракеты-носители. ГРЦ совместно с ВМФ России были подготовлены и успешно проведены 10 пусков с подводных лодок ракет-носителей «Волна» и «Штиль» с отечественными и зарубежными космическими аппаратами, в том числе с исследовательским аппаратом серии «Компас». Это был очень интересный опыт: пуски дооборудованных ракет позволили оперативно отрабатывать в натурных условиях перспективные космические и оборонные технологии XXI века. А полученный задел стал основой для новых прорывных проектов, о которых я упомянул ранее.
— В одном из интервью Вы говорили о важности наземной отработки будущих изделий. Испытания проходят на базе ГРЦ?
— Поскольку мы работаем с кооперацией предприятий, испытания проводятся не только у нас. Но если говорить именно о наших возможностях, то они уникальны. ГРЦ обладает развитой промышленной и лабораторно-экспериментальной базой, позволяющей проводить полномасштабные испытания образцов ракетно-космической техники вплоть до имитации полета в условиях вакуума и невесомости, а также испытания на все виды эксплуатационных воздействий.
— А если конкретнее?
— Ну, например, в специальных климатических камерах в комплексе коррозионно-климатических испытаний мы ускоряем коррозионные процессы или процесс старения за счет создания повышенной температуры и влажности. Температура воздуха здесь колеблется от минус 70 до плюс 120°С. Есть комплекс гидродинамических испытаний с бассейном высотой 12 м, вакуумно-динамический стенд с камерой свободного падения высотой 70 м. Эти уникальные испытательные комплексы по своим масштабам и возможностям не имеют аналогов в России, а некоторые — и в мире.
— Раньше конструкторы работали за кульманами, сейчас — за компьютерами. На сколько далеко вперёд ушли технологии?
— Конечно, кульманы это уже раритет, и даже компьютерное оборудование, которое мы используем, несравнимо по своим возможностям с более ранним.
Сегодня мы уже реализуем масштабный проект по цифровой трансформации предприятия, создавая эффективные механизмы управления всеми процессами на основе актуальных и достоверных данных. ГРЦ располагает собственным полнофункциональным Центром обработки данных с современной инженерной инфраструктурой.
Мы работаем по целому ряду приоритетных направлений в сфере высоких технологий, что позволило создать готовую к эксплуатации методику разработки электронного макета изделия с отработкой на нём различных проектно-конструкторских и технологических задач.
На предприятии развивается технология цифрового проектирования в рамках единой «интегрированной системы разработки сложных изделий». Эта система открыла новый подход к решению задач проектирования, конструирования, анализа, проведения расчетов и обеспечила повышение эффективности производственной деятельности предприятия.
Решается актуальная задача по импортозамещению, построению импортонезависимой цифровой архитектуры предприятия, в том числе, в части программного обеспечения вычислительных средств.
— Владимир Григорьевич, удаётся ли сохранить преемственность?
— Говоря о преемственности, необходимо отметить: мы не стоим на месте. Отечественная школа морского ракетостроения, которая признана во всём мире, и тот научно-технический задел, несомненно, явился крепким фундаментом для дальнейшего развития ГРЦ. Нынешнее поколение специалистов предприятия приумножает достижения, и сейчас, при разработке перспективного вооружения, по многим направлениям мы очень далеко ушли вперёд. Сегодня создан фундамент нового направления ракетной техники в интересах Ракетных войск стратегического назначения, намного опережающий по характеристикам комплексы 70-90 годов.
Учёные, конструкторы и инженеры добиваются значительных успехов в создании прорывных технологий, разработке современных образцов вооружения, военной и специальной техники. Самые талантливые отмечены специальными стипендиями Президента РФ за выдающиеся достижения. На сегодняшний день в ГРЦ 68 лауреатов такого уровня.
Ну и систему наставничества, как говорится, никто не отменял: наши опытные специалисты охотно делятся своими знаниями и уникальными наработками с молодёжью.
— На чём основывается внутренняя социальная политика?
— Как известно, возможности социальной политики определяются уровнем эффективности производства, обеспечением рентабельности. Наше предприятие успешно развивается, и потому пакет социальных гарантий достаточно большой. Коллективный договор, действующий в ГРЦ, включает более 48 разноплановых обязательств сверх тех, что установлены Трудовым Кодексом РФ. Например, частичные компенсации расходов на медицинскую реабилитацию работников, занятия в бассейне, детский оздоровительный отдых; материальная помощь, в том числе на приобретение жилья; дополнительные оплачиваемые отпуска будущим мамам, единовременные выплаты при бракосочетании, рождении ребенка, при поступлении ребенка в детский сад и в 1-й класс и многое другое. Для молодых специалистов — дополнительные преференции.
— И всё же основной социально-экономический показатель – это заработная плата. Сколько в среднем получает специалист ГРЦ?
— В 2022 году средняя заработная плата по предприятию составила 71 100 руб. Это на 48% выше средней заработной платы по региону.
— Какова потребность в высококвалифицированных кадрах и охотно ли идёт на предприятие молодёжь?
— Сегодня мы формируем новое поколение профессионалов, способных внедрять прорывные технологии, создавать качественную и надёжную технику, обеспечивать решение масштабных задач, которые стоят перед Государственным ракетным центром. С учётом перспектив развития потребность в молодых специалистах есть, и требования к их профессиональным компетенциям высокие. В свою очередь, ГРЦ гарантирует талантливой молодёжи интересную работу, перспективу карьерного роста, стимулирование научно-исследовательской деятельности, достойную заработную плату, пакет социальных гарантий.
Ежегодно мы принимаем на работу 60-70 молодых специалистов, и большая часть из них — выпускники вузов, прошедшие обучение по целевому набору от Государственного ракетного центра.
Кстати, доля работников с высшим образованием стабильно высокая – 72,6 %; существенно больше становится тех, кто получил дополнительное образование. Средний возраст работников — 47 лет. А каждый четвертый – в возрасте до 35 лет. Есть, кому двигать производство и науку.
— Есть ли у молодёжи возможность карьерного продвижения?
— Кадровый потенциал нашего предприятия даёт возможность формировать команду топ-менеджеров из молодых талантливых, перспективных специалистов. Так, первому заместителю генерального конструктора во время назначения был 31 год, первому заместителю генерального директора — 32. Немало и тех, кто пришёл на предприятие сразу после окончания вузов и в 27-30 лет возглавил отделы.
— Государственный ракетный центр — социально-ориентированное предприятие?
— Конечно. Это традиция, которая была заложена в первые годы деятельности конструкторского бюро. Благодаря предприятию появился современный, комфортный для проживания Машгородок со всей необходимой инфраструктурой.
Как одно из градообразующих предприятий Миасса, Государственный ракетный центр привык нести ответственность и в целом за город, и оказывать поддержку учреждениям образования, культуры, спорта, обычным людям. Ежегодно на эти цели расходуются немалые средства: у нас такая возможность есть.
Вот и сейчас, в наше непростое время, с первого дня проведения специальной военной операции, мы инициировали акцию по сбору гуманитарной помощи для вынужденных переселенцев ЛНР и ДНР, которая быстро переросла рамки предприятия. Пункт сбора в ДКиТ «Прометей», который мы организовали, стал открыт для всех желающих помочь, мы регулярно отправляем помощь и для мирных жителей, и для военнослужащих на передовую. Кроме этого, оказываем поддержку напрямую от предприятия.
— АО «ГРЦ Макеева» занимает особое место в отечественном оборонно-промышленном комплексе, разрабатывая выдающиеся образцы ракетной техники. В том, что ГРЦ уверенно держит марку, весь мир убедился 20 апреля 2022 года, увидев пуск ракеты «Сармат». В чём, на Ваш взгляд, секрет мастерства?
— Создавать лучшие ракеты в мире – наша миссия, наш безусловный приоритет. Иного не дано. Это предопределено самой историей создания предприятия, когда была поставлена важнейшая задача защитить страну от внешних угроз. Поэтому вся наша деятельность — это постоянное движение вперёд, развитие инженерной мысли, внедрение прогрессивных технологий.
Мы призваны решать принципиально новые задачи, достигать результатов, не имеющих аналогов в мире, чтобы надёжно обеспечивать обороноспособность страны и безопасность государства. Специалисты ГРЦ всех поколений это отчётливо понимали и понимают. Глубокие фундаментальные знания, творческая инициатива, любовь к профессии, патриотизм — вот, пожалуй, главные качества коллектива, позволяющие успешно работать.
В современной сложной геополитической ситуации наша деятельность приобрела особый смысл. И мы идём вперёд, ставим новые задачи, чтобы достойно отвечать на сложнейшие вызовы в условиях глобальной технологической конкуренции, сфере обороны и безопасности. Государственный ракетный центр находится на перспективном, принципиально новом уровне развития и делает всё зависящее, чтобы обеспечить России надёжный ракетно-ядерный щит.
Людмила Занько
Невероятно, но факт
У истоков СКБ-385 (АО «ГРЦ Макеева») в далёком 1947 году стоял легендарный конструктор Сергей Королёв.
В ГРЦ спроектировано и сдано 3 поколения морских ракетных комплексов, 16 базовых ракет и 16 их модификаций.
Оперативно-тактическая ракета Р-17 (принята на вооружение в 1962 г.) благодаря своим эксплуатационным характеристикам получила такое же мировое признание, как и автомат Калашникова. В модернизированном варианте до сих пор стоит на вооружении ряда стран.
Сегодня в ГРЦ трудятся 1 академик РАН (В. Г. Дегтярь), 7 докторов наук и 15 кандидатов наук.
Космические аппараты, разработанные в ГРЦ, в большинстве своём были впервые осуществлены в мировой практике.
Ракеты «Синева» и «Лайнер» считаются «шедеврами морского ракетостроения» за непревзойденные тактико-технические характеристики.
5 декабря 2016 г. АО «ГРЦ Макеева» посетил Президент РФ В. В. Путин.
Корабельный бортовой стартовый комплекс для ракеты «Булава» создан специалистами ГРЦ.
Трамвай, пожарный автоподъёмник, ветродизельные электростанции, оборудование для переработки сельхозпродукции, приборы для очистки воды, медицинские комплексы, концевой затвор для газопровода тоже разработаны миасскими ракетчиками.