В этом поможет грамотная стратегия прогрева автомобиля.
С наступлением сильных морозов, когда отопители автомобилей могут уже не справляться со своей задачей, каждый задумается о том, как ускорить прогрев машины. Рассматриваем возможные приемы и технические средства ускоренной «разморозки» автомобиля и разбираем, какие из них эффективны, а какие могут быть опасными.
Источники тепла для салона автомобиля
Если автомобиль не провел ночь в теплом гараже или подключенным к внешней розетке, то источников тепла, способных нагреть салон до комфортной температуры, всего два — работающий двигатель, который не только сам выделяет тепло, но и при помощи генератора питает энергией дополнительные электронагревательные устройства, а также водитель и его пассажиры. Понятно, что согреть салон машины только своим теплом водителю сложно, к тому же вместе с теплом выделяется много влаги, оседающей на холодных поверхностях, из-за чего стекла в автомобиле быстро обмерзают изнутри.
Бывалые водители знают, что, если «печка» отказала зимой, единственный способ доехать до места, сохранив нормальный обзор, — это открыть настежь окна, чтобы температура в салоне была как на улице. А это значит, главный источник тепла — все-таки двигатель. И чтобы быстро нагреть салон, пишет auto.ru, нужно максимально эффективно использовать его энергию, минимизировав при этом любые потери тепла.
Три фазы нагрева мотора
Итак, двигатель после ночной стоянки завелся и работает. Проблема в том, что современные моторы, особенно с непосредственным впрыском и турбонаддувом, сегодня достигли такой эффективности, что на низких оборотах почти не выделяют «лишнего» тепла. Перед инженерами сейчас стоит не столько проблема охлаждения моторов, сколько ускоренного нагрева до рабочей температуры в холодную погоду — так появляются управляемые электроникой термостаты, раздельные контуры охлаждения для ГБЦ и блока цилиндров, автоматические жалюзи перед радиаторами… Некоторые турбодизели, работая на холостых, зимой уже вообще не способны выйти на рабочий режим при отсутствии специального догревателя в системе охлаждения.
Ситуация усугубляется, когда заходит речь о турбомоторах малого рабочего объема. При меньших размерах «топки» они по весу сравнимы со старыми двигателями большого объема — за счет разнообразного навесного оборудования. И вся эта масса металла неизбежно забирает тепло, рассеивая его в воздух. Поэтому на Крайнем Севере зимой водители укрывают двигатели теплоизолирующими «попонами». Но даже у самых «холодных» моторов время прогрева можно сократить в несколько раз. Для этого нужно… дать им работу. А сам процесс нагрева необходимо проводить в три фазы.
Первая фаза. Дайте заведенному двигателю «для разминки» поработать на холостых оборотах минуту-другую. Этого времени достаточно, чтобы он прокачал по каналам загустевшее масло, пошевелил заслонками, проверил работу датчиков. В современном моторе хорошим индикатором будет падение оборотов холостого хода — когда управляющая электроника переключается из «постстартового» режима в обычный.
Вторая фаза. Не ждите момента, когда указатель температуры охлаждающей жидкости поползет вверх. Осторожно, без повышенных нагрузок, начинайте движение на первой передаче, оборотах ниже средних и близкой к пешеходной скорости. Заведите привычку в холодную погоду уезжать с парковки почти сразу, но каким-нибудь удлиненным путем — и увидите, что в таком «ползущем» темпе езды мотор разогревается гораздо быстрее, чем на неподвижно стоящем авто. Такая тактика полезнее и для других агрегатов машины — коробки передач, трансмиссии, амортизаторов, которые на стоянке не прогреваются вовсе, а здесь начнут свою работу в щадящем режиме. И это еще один аргумент против того, чтобы вместо медленного движения просто газовать стоя на месте. Мотору от этого хорошо не будет. Он должен производить работу, а сами по себе повышенные обороты нагрузкой не являются и только ускоряют износ деталей.
Третья фаза. Она начинается, когда стрелка температуры двигателя сдвигается с места. Многие автолюбители понимают это как сигнал к езде с привычной скоростью. Но знайте, что разогнавшись до 60 или 90 км/ч, вы подставите еще холодный автомобиль (и полутеплый двигатель) под сильный встречный поток морозного воздуха. Поэтому значительная часть тепла, которая могла пойти как раз на догрев салона, будет «сброшена» в окружающее пространство. Лучше постарайтесь еще несколько минут двигаться на скорости не более 40–50 км/ч. Тем более, что датчик температуры обычно устанавливается в самом «горячем» месте системы охлаждения, а целиком мотор прогревается заметно дольше, чем показывает указатель.
Как ускорить прогрев салона?
Холодный двигатель не способен согреть своим теплом водителя и пассажиров, но повышать температуру в салоне стоит задолго до того, как мотор выйдет на рабочий режим. Если он завелся легко и быстро, аккумулятор не успел серьезно разрядиться, и генератор быстро восполнит его запасы энергии. А значит, с помощью генератора двигатель во второй фазе прогрева можно нагрузить с дополнительной пользой. Активируйте имеющиеся в автомобиле электроподогревы — сидений (даже тех, на которых некому будет сидеть), руля, стекол. Надо помнить, что все эти дает большую нагрузку на генератор, поэтому стоит определиться с приоритетами. Что вам важнее: собственный комфорт и здоровье или надёжность автомобиля?
После запуска нелишне переключить на повышенные обороты и вентилятор отопителя, направив воздух из него на стекла. Это поможет избежать их обмерзания на ходу и они будут нагреваться постепенно и за счет этого более равномерно — так можно избежать появления трещин на лобовом стекле из-за перепада температур.
Только вместе с вентилятором включите и режим рециркуляции, чтобы «печке» не пришлось нагревать все новые порции забортного воздуха. Все эти действия помогут климатической системе «подготовиться» — и по мере нагрева двигателя она сможет эффективно прогреть салон.
Этот совет не распространяется на автомобили с электрическими догревателями воздуха (они работают подобно фену), которые штатно устанавливают в системах отопления многих крупных внедорожников или на версии моделей с «холодными» дизельными двигателями. Там, как правило, теплый воздух из воздуховодов начинает поступать сразу, а у климат-контроля есть либо специальный режим интенсивного прогрева салона, либо эта функция вообще включается автоматически по фактической температуре.
В любом случае, перед выездом на «большую» дорогу климатическую систему нужно перевести в штатный режим – при рециркуляции дыхание водителя и пассажиров быстро повысит влажность в салоне, что грозит запотеванием или обмерзанием стекол.
Что еще поможет согреться
Далеко не во всех автомобилях есть подогрев сидений, догреватели воздуха и даже рециркуляция. И вот дополнительные способы более быстрого достижения комфортной температуры.
- Встроенный подогрев кресел можно установить дополнительно — есть фирмы, занимающиеся такими доработками. Или просто приобрести отдельные «грелки» на сиденья, используя их только в холодный сезон. Они также выпускаются в виде ковриков на задний диван или как опрятные чехлы на сиденья.
- Встречаются в продаже портативные автомобильные тепловентиляторы, которые можно запитать от прикуривателя. Можно найти надежную конструкцию с продуманным креплением и мощностью не более 200–300 Ватт. В противном случае их использование связано с риском для электросистемы и автомобиля в целом — если в устройстве что-то перегреется, оплавится или «замкнет». Так и до пожара недолго…
- Немало в магазинах и электрических подогревателей, которые «врезаются» в штатную систему отопления. Они намного эффективнее воздушных вентиляторов, но однозначно рекомендовать их нельзя. Такие устройства должны быть качественно сделаны, а также требуют грамотного монтажа и регулярной проверки. В противном случае они могут стать, как минимум, причиной ускоренной разрядки аккумулятора. Ну и о проблемах с гарантией на автомобиль при установке такого догревателя забывать не стоит.
- Самое простые и народные средства теплосбережения — всевозможные заслонки на радиатор и «одеяла» для двигателя. Первые препятствуют обдуву мотора холодным воздухом, вторые призваны сохранять его тепло при работе и после поездки. Но тут нужно понимать, что их применение оправдано только в очень сильные холода. При более высоких температурах нарушение обдува силового агрегата может привести к локальному перегреву отдельных его компонентов.
- Прием, широко применяемый в Сибири и на Крайнем Севере, — двойные стекла и дополнительные уплотнители дверей. Сами по себе они не греют, но позволяют лучше сохранять тепло. Благодаря двойному остеклению окна не обмерзают. Но осуществлять столь сложный и затратный комплекс мер из-за нескольких реально холодных дней в году вряд ли стоит. А вот банальное теплоизолирующее остекление хоть и не так эффективно, но тоже работает — не только снижая нагрев интерьера летом, но и его остывание зимой, за счет отражения потоков тепла обратно в салон. Не отказывайтесь от такой опции, если она есть при покупке автомобиля.
Ощущение тепла зависит и от вашего умения правильно одеваться. Многие даже в сильный мороз садятся за руль в легкой курточке, а затем полчаса жарятся на подогреве в кресле, ожидая момента, когда автомобиль начнет баловать приятной атмосферой. Не повторяйте этой ошибки, которая грозит еще и различными заболеваниями и осложнениями. Одевайтесь по погоде, во все теплое. Но после того, как салон нагреется, хотя бы частично, можно снять верхнюю одежду, бросить ее на второй ряд и вернуться за руль. Кресло от тесного и теплого контакта быстро прогреется — и ехать дальше будет комфортно. А если вашему примеру последуют и пассажиры, то даже большой салон минивэна станет намного уютнее от человеческого тепла.
Оборудование, которое прогреет автомобиль заранее
Всем вышеописанным методам есть радикальная альтернатива. При современном развитии техники необязательно мёрзнуть в остывшей машине — её можно подготовить к поездке заранее, прогрев и двигатель, и салон. В скандинавских странах на многих уличных парковках сделаны специальные розетки, к которым можно подключать автомобили с электрическими подогревателями, встроенными прямо в систему охлаждения. Несложная электроника включит нагрев по таймеру или датчику температуры, чтобы к моменту прихода водителя двигатель был уже тёплым. Машины с тянущимися из-под капотов проводами встречаются и на севере России. Но это обычно плод творчества отдельных автолюбителей-умельцев.
Тот же эффект может быть достигнут установкой на автомобиль автономного подогревателя, который работает на моторном топливе. Его можно включить дистанционно или запрограммировать по таймеру. Расход бензина или солярки, конечно, увеличивается. Она умеет работать и параллельно с мотором, помогая ему быстрее достичь рабочей температуры. Важно только выбрать качественный агрегат авторитетной марки и правильно его установить. Случаев, когда пренебрежение этими правилами приводило к поломке, а то и к пожару, тоже немало.
Самым распространённым средством превентивного прогрева автомобиля в России стал автозапуск, когда электроника самостоятельно заводит двигатель и тот работает до прихода водителя. Способ не самый экологичный и экономичный: тот же автономный подогреватель расходует топлива меньше, чем работающий вхолостую мотор, и меньше вредит окружающей среде. Да и по эффективности (скорости прогрева машины), как показывают тесты, автозапуск проигрывает. Однако реализовать его дешевле и проще, чем устанавливать под капот дополнительный агрегат.
Все перечисленные способы не отменяют и действий по дополнительной теплоизоляции салона и, при необходимости, двигателя. Не стоит пренебрегать периодической диагностикой как отопления, так и системы охлаждения мотора. Все ваши дополнительные усилия по ускорению прогрева автомобиля может свести на нет один неисправный термостат. Равно как и какой-нибудь датчик, неработающая заслонка в климатической установке или банальный засор.
Итак, совсем коротко:
- Если салон автомобиля после запуска мотора при минус 20–25 градусов по Цельсию разогревается до комфортной температуры слишком медленно (более 30 минут), то в первую очередь надо наведаться в автосервис, чтобы проверить исправность отопителя и системы охлаждения.
- Если вы обладаете автомобилем с современным двигателем, особенно малого объёма, то привычный прогрев на стоянке не даст быстрого эффекта. Завели мотор, постояли на месте минуту-две (лучше в «драйве», чтобы разогнать масло не только в двигателе, но и в АКПП), и можно аккуратно трогаться. Медленное движение на первых километрах сократит время разогрева мотора примерно вдвое.
- Чтобы ускорить прогрев салона, следует после пуска двигателя включить все имеющиеся электрические обогревы, а систему вентиляции оставить на несколько минут в режиме рециркуляции, чтобы прогреваемый печкой воздух не покидал салон. После начала поездки надо сделать обратное: ненужные потребители выключить, а климат-контроль вернуть в нормальный режим.
- Подогревающие накидки, коврики, салонные тепловентиляторы и прочие технические средства хороши лишь как полумеры. Если надо решить проблему прогрева салона кардинально, то стоит озаботиться установкой автономного обогревателя с таймером и (или) дистанционным управлением. Но это должны сделать компетентные специалисты. Более дешёвое, но менее эффективное решение – сигнализация с автозапуском.
- Наконец, самое простое правило: правильно одевайтесь для зимней езды. Не стоит надеяться на «печку» в автомобиле, выскакивая из дома в лёгкой одежде — это чревато как минимум простудой. С другой стороны, управлять автомобилем в варежках, толстой шубе и валенках может быть ещё опаснее. Поэтому как только в салоне начнёт теплеть, снимайте верхнюю одежду, стесняющую движения.